Арктика
Арктика
Юрий Манаков Опубликована 01.10.2025 в 22:55

Академик Трёшников поднялся туда, где кончаются карты: почти 88-я параллель покорена

Судно Академик Трёшников доставило полярников и грузы на станции в Арктике, пройдя 14,5 тыс. км

Научно-экспедиционное судно "Академик Трёшников" установило рекорд в своей истории, поднявшись почти до 88-й параллели в Арктике. Этот рейс стал одним из самых сложных и значимых за последние годы и показал, насколько важна слаженная работа ученых, экипажа и полярников.

Новый рекорд на севере

Судно достигло координат 87°52' северной широты, что стало максимальной точкой за всё время его эксплуатации. Экспедиция длилась 40 суток, за которые "Академик Трёшников" преодолел около 14 500 километров. Основные задачи заключались в доставке грузов и смене персонала на арктических станциях "Северный полюс" и "Мыс Баранова".

Особое внимание уделили перебазированию ледостойкой платформы "Северный полюс". Впервые в истории дрейфующих экспедиций её переместили на 430 км — из Западного полушария в Восточное. Такое решение позволило изменить направление дрейфа станции.

Роль авиации и экспертов по льдам

Успех экспедиции обеспечили специалисты Арктического и антарктического научно-исследовательского института, разработавшие маршрут в сложных ледовых условиях. Важную роль сыграла и полярная авиация: вертолёт Ми-8 проводил воздушную разведку, а пилоты "КрасАвиа" прибыли в нужный момент, чтобы поддержать работу на станции.

Сравнение: прошлые и нынешние рейсы

Параметр Обычные экспедиции Рекордный рейс 2025
Достигнутая широта До 85° Почти 88°
Дрейфующая станция Фиксированный дрейф Перебазирована на 430 км
Роль авиации Доставка на судне Прямое подключение в ключевой момент
Протяжённость маршрута До 10 000 км 14 500 км

Советы шаг за шагом: организация экспедиции

  1. Провести воздушную разведку для выбора маршрута.

  2. Определить безопасные ледовые поля для движения.

  3. Подготовить груз и персонал для смены на станциях.

  4. Согласовать действия авиации и судового экипажа.

  5. Обеспечить научные исследования в ходе рейса.

Ошибка → Последствие → Альтернатива

  • Ошибка: Недооценка ледовой обстановки.
    Последствие: Опасность застревания судна.
    Альтернатива: Использование данных воздушной разведки и опыта ледовых экспертов.

  • Ошибка: Переброска персонала без участия авиации.
    Последствие: Риск задержек и несвоевременной смены полярников.
    Альтернатива: Задействовать вертолёты для оперативности.

  • Ошибка: Полагаться только на штатный маршрут.
    Последствие: Дрейф станции не под контролем.
    Альтернатива: Перебазировать платформу для изменения направления дрейфа.

А что если…

В будущем подобные рейсы позволят не только менять маршруты дрейфующих станций, но и проводить круглогодичные исследования в самых северных точках планеты. Это откроет доступ к новым данным о климате, ледовой динамике и экосистемах Арктики.

Плюсы и минусы экспедиции

Плюсы Минусы
Достижение рекордной широты Высокие затраты ресурсов
Перебазирование платформы "Северный полюс" Опасные ледовые условия
Совместная работа учёных и авиации Большая зависимость от погоды
Сбор уникальных научных данных Ограниченное время пребывания

FAQ

Что делает судно "Академик Трёшников" особенным?
Оно построено в 2012 году, имеет ледовый класс Arc7, может перевозить до 60 членов экипажа и 80 учёных, оснащено вертолётным комплексом и водолазной станцией.

Зачем перебазировали станцию "Северный полюс"?
Чтобы изменить её траекторию дрейфа и получить новые данные для исследований.

Можно ли повторить этот рекорд?
Да, но многое зависит от ледовой обстановки и координации авиации и экспедиции.

Мифы и правда

  • Миф: Современные суда могут без проблем дойти до Северного полюса.
    Правда: Даже самые современные ледовые классы требуют сопровождения авиации и точного планирования.

  • Миф: Арктические экспедиции нужны только для науки.
    Правда: Они также важны для геополитики, судоходства и прогнозов климата.

  • Миф: В Арктике можно использовать обычные корабли.
    Правда: Для таких рейсов нужны суда ледового класса, вроде Arc7.

3 интересных факта

  1. "Академик Трёшников" назван в честь выдающегося океанолога Алексея Трёшникова.

  2. Судно оснащено двумя вертолётными площадками и комплексом для Ка-32.

  3. За одну экспедицию оно преодолело 14 500 километров в суровых арктических условиях.

Исторический контекст

  • 1937 год — первая советская дрейфующая станция "Северный полюс-1".

  • 1970-е — активные исследования Арктики с использованием ледоколов.

  • 2012 год — спущено на воду судно "Академик Трёшников".

  • 2025 год — рекордный рейс почти до 88-й параллели.

Подписывайтесь на Экосевер

Читайте также

Несколько минут с чужим смартфоном могут стоить денег — эксперт Лукацкий сегодня в 16:12
Телефон как чужая душа: стоит отдать на минуту — и теряешь всё

Эксперт Cisco Systems объяснил, почему передача телефона в чужие руки может стоить владельцу денег и доступа к личным данным.

Читать полностью »
В Сколтехе создали модель, предсказывающую реакционность элементов сегодня в 14:46
Российские гении: ученые Сколтеха предложили универсальную модель химической активности

Учёные Сколтеха предложили простую модель, которая объясняет, почему одни элементы активно реагируют, а другие — почти нет.

Читать полностью »
Астрофизик Киппинг предсказал трагический первый контакт с инопланетянами сегодня в 13:15
Громкий крик в ночи: почему первый контакт с инопланетянами может стать встречей со смертью

Учёный из Колумбийского университета предложил мрачную гипотезу о первом контакте. А что, если первым сигналом из космоса окажется крик умирающей цивилизации?

Читать полностью »
Робот-гибрид Caltech объединил функции ходьбы, езды и полёта — TII сегодня в 9:10
Робот научился выпускать из себя дрон и двигаться, как живое существо

Робот Caltech запускает со спины дрон, превращая его из наземного в летающий аппарат. Учёные уверены: это шаг к новой эре автономных машин.

Читать полностью »
Зафиксировано столкновение астероидов у Фомальгаута — астроном Калас сегодня в 1:59
Напылили на всю галактику: астрономы впервые увидели столкновение двух астероидов — искромётное зрелище

Астрономы впервые наблюдали столкновение астероидов у звезды Фомальгаут. Как это далёкое событие может раскрыть тайну рождения планет, таких, как Земля?

Читать полностью »
IBM представила квантовые процессоры Nighthawk и Loon — учёные вчера в 20:10
Квант взорвал привычную физику: IBM показала машины, которые думают иначе

IBM представила два квантовых процессора и новую систему для отслеживания квантового прогресса — шаг к настоящему квантовому превосходству и вычислениям.

Читать полностью »
Обнаружены следы сверхмассивных звёзд в ранней Вселенной — астрофизики вчера в 16:14
Эти звёзды жили меньше миллиона лет, но изменили всё: тайна ранней Вселенной раскрывается

Учёные нашли химические следы звёзд-гигантов ранней Вселенной. Эти краткоживущие объекты могли стать источником первых сверхмассивных чёрных дыр.

Читать полностью »
Психолог рассказала, как выполнить новогодние обещания — Pravda.Ru вчера в 15:35
Почему клятвы под ёлочкой заканчиваются депрессией в феврале? Психолог объяснила, как избежать новогодней ловушки

Новогодние обещания внушают надежду, но часто становятся источником стресса. Как превратить их в реальные шаги к изменениям и не потерять веру в себя?

Читать полностью »