Арктика
Арктика
Юрий Манаков Опубликована вчера в 22:55

Академик Трёшников поднялся туда, где кончаются карты: почти 88-я параллель покорена

Судно Академик Трёшников доставило полярников и грузы на станции в Арктике, пройдя 14,5 тыс. км

Научно-экспедиционное судно "Академик Трёшников" установило рекорд в своей истории, поднявшись почти до 88-й параллели в Арктике. Этот рейс стал одним из самых сложных и значимых за последние годы и показал, насколько важна слаженная работа ученых, экипажа и полярников.

Новый рекорд на севере

Судно достигло координат 87°52' северной широты, что стало максимальной точкой за всё время его эксплуатации. Экспедиция длилась 40 суток, за которые "Академик Трёшников" преодолел около 14 500 километров. Основные задачи заключались в доставке грузов и смене персонала на арктических станциях "Северный полюс" и "Мыс Баранова".

Особое внимание уделили перебазированию ледостойкой платформы "Северный полюс". Впервые в истории дрейфующих экспедиций её переместили на 430 км — из Западного полушария в Восточное. Такое решение позволило изменить направление дрейфа станции.

Роль авиации и экспертов по льдам

Успех экспедиции обеспечили специалисты Арктического и антарктического научно-исследовательского института, разработавшие маршрут в сложных ледовых условиях. Важную роль сыграла и полярная авиация: вертолёт Ми-8 проводил воздушную разведку, а пилоты "КрасАвиа" прибыли в нужный момент, чтобы поддержать работу на станции.

Сравнение: прошлые и нынешние рейсы

Параметр Обычные экспедиции Рекордный рейс 2025
Достигнутая широта До 85° Почти 88°
Дрейфующая станция Фиксированный дрейф Перебазирована на 430 км
Роль авиации Доставка на судне Прямое подключение в ключевой момент
Протяжённость маршрута До 10 000 км 14 500 км

Советы шаг за шагом: организация экспедиции

  1. Провести воздушную разведку для выбора маршрута.

  2. Определить безопасные ледовые поля для движения.

  3. Подготовить груз и персонал для смены на станциях.

  4. Согласовать действия авиации и судового экипажа.

  5. Обеспечить научные исследования в ходе рейса.

Ошибка → Последствие → Альтернатива

  • Ошибка: Недооценка ледовой обстановки.
    Последствие: Опасность застревания судна.
    Альтернатива: Использование данных воздушной разведки и опыта ледовых экспертов.

  • Ошибка: Переброска персонала без участия авиации.
    Последствие: Риск задержек и несвоевременной смены полярников.
    Альтернатива: Задействовать вертолёты для оперативности.

  • Ошибка: Полагаться только на штатный маршрут.
    Последствие: Дрейф станции не под контролем.
    Альтернатива: Перебазировать платформу для изменения направления дрейфа.

А что если…

В будущем подобные рейсы позволят не только менять маршруты дрейфующих станций, но и проводить круглогодичные исследования в самых северных точках планеты. Это откроет доступ к новым данным о климате, ледовой динамике и экосистемах Арктики.

Плюсы и минусы экспедиции

Плюсы Минусы
Достижение рекордной широты Высокие затраты ресурсов
Перебазирование платформы "Северный полюс" Опасные ледовые условия
Совместная работа учёных и авиации Большая зависимость от погоды
Сбор уникальных научных данных Ограниченное время пребывания

FAQ

Что делает судно "Академик Трёшников" особенным?
Оно построено в 2012 году, имеет ледовый класс Arc7, может перевозить до 60 членов экипажа и 80 учёных, оснащено вертолётным комплексом и водолазной станцией.

Зачем перебазировали станцию "Северный полюс"?
Чтобы изменить её траекторию дрейфа и получить новые данные для исследований.

Можно ли повторить этот рекорд?
Да, но многое зависит от ледовой обстановки и координации авиации и экспедиции.

Мифы и правда

  • Миф: Современные суда могут без проблем дойти до Северного полюса.
    Правда: Даже самые современные ледовые классы требуют сопровождения авиации и точного планирования.

  • Миф: Арктические экспедиции нужны только для науки.
    Правда: Они также важны для геополитики, судоходства и прогнозов климата.

  • Миф: В Арктике можно использовать обычные корабли.
    Правда: Для таких рейсов нужны суда ледового класса, вроде Arc7.

3 интересных факта

  1. "Академик Трёшников" назван в честь выдающегося океанолога Алексея Трёшникова.

  2. Судно оснащено двумя вертолётными площадками и комплексом для Ка-32.

  3. За одну экспедицию оно преодолело 14 500 километров в суровых арктических условиях.

Исторический контекст

  • 1937 год — первая советская дрейфующая станция "Северный полюс-1".

  • 1970-е — активные исследования Арктики с использованием ледоколов.

  • 2012 год — спущено на воду судно "Академик Трёшников".

  • 2025 год — рекордный рейс почти до 88-й параллели.

Подписывайтесь на Экосевер

Читайте также

Учёные выяснили, что смена зубов у позвоночных началась 380 млн лет назад — Swiss Journal of Palaeontology вчера в 14:17

Эволюция улыбки: как древние морские хищники опередили человека на сотни миллионов лет

Учёные выяснили, что механизм смены зубов появился у рыб ещё 380 млн лет назад. Плакодермы стали первыми обладателями этой уникальной способности.

Читать полностью »
Учёные Орегонского университета назвали три принципа восстановления циркадных ритмов сна вчера в 13:56

Учёные раскрыли формулу сна: секрет оказался в трёх простых шагах

Учёные доказали: секрет качественного сна кроется в циркадных ритмах. Свет, питание и стабильный режим помогают высыпаться и укреплять здоровье.

Читать полностью »
Учёные с помощью ИИ выявили признаки, отличающие книжную классику от бестселлеров — PsyArXiv вчера в 12:35

Машина научилась отличать книжный шедевр от бестселлера — и это пугающе точно

Учёные выяснили с помощью ИИ, что отличает классику от краткосрочных бестселлеров. Алгоритм с 70% точностью определил секрет вечных произведений.

Читать полностью »
Российские исследователи создали архитектуру защиты Wi-Fi с функцией поиска злоумышленников вчера в 11:49

Российские учёные придумали цифровую удочку, которая вытаскивает хакеров на свет

Учёные МИЭТ создали систему "умная удочка", которая ловит хакеров в Wi-Fi-сетях и даже показывает их местоположение. Технология меняет правила кибербезопасности.

Читать полностью »
Российские учёные синтезировали новые молекулы против вируса оспы — РНФ вчера в 10:52

Оспа снова в повестке: российские химики предложили способ защититься

Учёные из Томска синтезировали новые органические молекулы, которые могут лечь в основу лекарств против оспы и других опасных ортопоксвирусов.

Читать полностью »
Белгородские учёные предложили новый метод лечения отмороженных конечностей вчера в 9:40

Белгородские учёные нашли способ вернуть жизнь конечностям после обморожения

Учёные БелГУ разработали инновационный метод лечения обморожений, который восстанавливает кровоток и снижает риск ампутации конечностей.

Читать полностью »
Российские разработчики представили робота-массажиста на базе искусственного интеллекта вчера в 8:25

Машина видит тело по миллиметрам и мнёт точнее человека: искусственный интеллект вышел в массажисты

В России представили робота, который умеет делать массаж с помощью искусственного интеллекта. Он точен, вынослив и работает в четыре раза продуктивнее человека.

Читать полностью »
Медведев призвал применять искусственный интеллект для укрепления оборонной мощи России вчера в 7:34

Медведев заговорил об ИИ для армии: технологии превращаются в оружие будущего

Медведев заявил о необходимости внедрения искусственного интеллекта в промышленность, науку и оборону. Почему это решение может изменить будущее страны?

Читать полностью »