
Разрыв в 1,6 миллиона: автомобили из КНР становятся недосягаемыми для россиян
Может ли мечта о новом автомобиле превратиться в десятилетний план накоплений? Для многих россиян — именно так. Исследование компании Krytex показало, что владельцы китайских автомобилей в России всё чаще сталкиваются с серьёзным финансовым барьером при попытке купить новую машину.
Когда менять машину и почему это сложно
Каждый третий владелец китайского авто хотел бы обновить его уже через три года эксплуатации. Всего же 74% опрошенных планируют сменить автомобиль в ближайшие 3-4 года, и 31% рассматривают это с высокой вероятностью.
Причины желания сменить машину распределились следующим образом:
-
62% опасаются больших расходов на ремонт после окончания гарантии, особенно у молодых брендов без развитой сети сервисов,
-
18% привыкли регулярно обновлять автомобиль,
-
6% признались, что нынешний авто их разочаровал,
-
5% хотят попробовать другие марки.
Финансовый разрыв: растёт быстрее цен на жильё
Главная проблема — нехватка средств. Если в 2024 году владельцам в среднем не хватало 1,3 млн рублей для покупки нового автомобиля, то сейчас — уже 1,6 млн (+23% всего за год).
Средняя цена китайского авто на российском рынке держится в пределах 2,9-3 млн рублей, и недостающая сумма эквивалентна 53% от стоимости новой машины.
Эксперты подсчитали: при средней зарплате в 90 тысяч рублей и откладывании 30% дохода покупка нового автомобиля без кредита займёт почти 9 лет. И это без учёта инфляции и ежегодного подорожания модельного ряда. Даже если продать старую машину и добавить полученные деньги, срок сокращается только до 4,5 лет.
Угроза для рынка
Такое положение грозит заметным снижением спроса. Несмотря на высокий интерес к китайским автомобилям, рост цен и снижение доступности способны притормозить развитие всего рынка. Сегодня доля китайских брендов в России превышает 50%, и любое падение спроса сразу отражается на статистике продаж.
Для производителей и дилеров ситуация выглядит тревожно. Эксперты считают, что компании будут вынуждены:
-
расширять программы кредитования и лизинга,
-
использовать собственные средства для смягчения зависимости от высокой ключевой ставки ЦБ,
-
рассматривать локализацию производства, которая позволит избежать подорожания из-за индексации утильсбора до 2030 года.
Китайские авто: перспективы и вызовы
Популярность автомобилей из КНР объясняется сочетанием цены и оснащения: даже в базовых версиях модели предлагают богатый набор опций, который у конкурентов стоит дороже. Однако эксперты отмечают, что при дальнейшем росте цен и усложнении условий покупки китайские бренды рискуют столкнуться с тем же, с чем уже сталкивались японские и европейские автопроизводители в России — постепенным охлаждением интереса покупателей.
Интересный факт: по данным Ассоциации европейского бизнеса, в 2023 году более 52% всех новых автомобилей, проданных в России, пришлись на марки из Китая. Но рост цен уже в 2024 году стал заметно обгонять динамику доходов россиян.
Итог
Автомобили из Китая прочно закрепились на российском рынке, но их дальнейший успех напрямую зависит от доступности для покупателей. Если финансовый разрыв продолжит расти, интерес может смениться разочарованием — и тогда производителям придётся искать новые пути удержания клиентов.
Подписывайтесь на Экосевер