
Деньги лежат — туристы страдают: зачем в туризме заморозили миллиарды, которые могли всех спасти
Вы знаете, что фонд персональной ответственности (ФПО) туроператоров способен спасать туристов и компании в кризис? Но что, если он лежит без дела — даже когда именно он необходим?
Что произошло с авиасообщением?
В июне 2025-го ближневосточный авиа‑коллапс застал тысячи россиян врасплох: рейсы отменялись и переносились. Туроператоры платили за гостей из собственного кармана - и за отели, и за новые билеты, и за трансферы, перегруппировки и другие расходы, сообщает "Интерфакс".
И вот почему это важно: в результате отрасль понесла ощутимые потери, а механизм ФПО, который существует как подушка безопасности, так и не был задействован.
Что предлагает РСТ
После кризиса Владимир Рубцов из Fun&Sun направил письмо депутатам Госдумы с просьбой изменить закон. Он предлагает:
-
Разрешить туроператорам использовать до 50% средств ФПО, если фонд больше необходимого уровня.
-
Эти деньги можно направлять на:
-
Возмещение реального ущерба туристам,
-
Оплату брони и услуг авиаперевозчиков,
-
Развитие отельной инфраструктуры и повышение стандартов,
-
Внутренние турпрограммы, маркетинг, социальные проекты.
-
И всё - чтобы не просто зафиксировать суммы в "Турпомощи", а вести активную поддержку бизнеса и туристов.
Почему это важно — мнение юриста
Георгий Мохов, который разбирается в законах и туризме, напоминает: критических ситуаций становится больше. А закон предусматривает использование средств ФПО только при банкротстве — всё остальное вне закона.
"Механизм ФПО — это мёртвый груз, если он не работает, а деньги лежат без дела, когда они нужны сегодня", — говорит он.
Он уверен: дать возможность использовать ФПО не только при крахе, а и для помощи в кризис, логично и обоснованно.
Как ФПО устроен по закону?
-
Сейчас туроператоры отчисляют в ФПО 1% от оборота квартально, а максимальный объём — не менее 7% от общего объёма проданных туров.
-
Но часто средства лежат на счетах, пока не потребуется компенсация при банкротстве — фонд пассивен и не используется.
Почему сейчас критически важно действовать?
-
ФПО уже перевалил за 3,5 миллиарда рублей, хотя востребованность его активного использования крайне низкая.
-
Без реформ часть туроператоров рискует просто вылететь из реестра из‑за невозможности подтвердить финансовую устойчивость.
Подписывайтесь на Экосевер