
В России подорожал простой вагонов: стоимость выросла в 2,5 раза
Стоимость простоя грузовых вагонов в России к августу 2025 года взлетела до рекордных значений. По данным Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), цена за хранение неиспользуемой техники выросла в среднем в 2,5 раза и составила 23-24 тысячи рублей в месяц в зависимости от региона.
Почему вагоны простаивают
Главная причина роста цен — банальная нехватка мест для отставленных составов. Железнодорожная сеть перегружена невостребованной техникой, и это прямое следствие падения объёмов погрузки на сети РЖД: за первые семь месяцев 2025 года они сократились на 7,3 %.
Ситуация усугубляется кризисом в угольной отрасли, которая всегда была главным грузоотправителем. Рынок аренды вагонов сжимается, доходность перевозок падает, а дисбаланс между ставками аренды и фактическими затратами только растёт.
Что происходит с арендой
Эксперты отмечают: в августе ставки для полувагонов снизились на 25,6 % по срочным контрактам и на 31,8 % по спотовым. Для инновационных вагонов снижение составило 19,4 и 26,9 % соответственно. Это привело к тому, что многие операторы соглашаются работать по ставкам с нулевой доходностью, а некоторые — даже с отрицательной.
Причина проста: платить за перевозку "в ноль" всё же выгоднее, чем оплачивать простой. В противном случае убытки были бы ещё выше.
Попытки найти решение
Сооснователь ROLLINGSTOCK Agency Александр Поликарпов рассказал, что на Западно-Сибирской железной дороге начали тестировать нестандартный вариант: хранение вагонов в разобранном состоянии — без ходовой части. Такой метод позволяет снизить нагрузку на инфраструктуру и хоть немного уменьшить стоимость содержания.
Старший аналитик Роман Шагалов считает, что перелом возможен только при улучшении ситуации в угольной промышленности, которая напрямую определяет объёмы перевозок и востребованность вагонов.
Что дальше
Эксперты ИПЕМ предупреждают: в ближайшие месяцы ситуация может ухудшиться, так как предпосылок для обратной динамики нет. Снижение доходности перевозок, сокращение рынка аренды и дисбаланс спроса и предложения сохранят давление на отрасль.
Таким образом, проблема простаивающих вагонов превращается из локальной в системную: она затрагивает и перевозчиков, и грузоотправителей, и саму инфраструктуру РЖД.
Подписывайтесь на Экосевер