Дрон
Дрон
Юрий Манаков Опубликована 03.08.2025 в 11:25

Россия создала воздушную трассу

Класс H стал четвёртым в российской системе воздушного пространства

Полетам на дронах в России станет проще: в воздушном пространстве страны появился совершенно новый "уровень" — класс H, созданный специально для беспилотников. Это нововведение может стать ключевым шагом к развитию полноценной гражданской беспилотной авиации, которая до сих пор упиралась в строгие ограничения и запутанную координацию полётов с пилотируемыми воздушными судами.

Пространство для дронов: что такое класс H?

Согласно решению, принятому правительством, новый класс воздушного пространства будет использоваться на высоте до 150 метров над землёй, а также на выделенных маршрутах ниже 3050 метров (или 10 000 футов). Это высоты, на которых чаще всего летают гражданские и коммерческие беспилотники — от квадрокоптеров до промышленных дронов для съёмок, сельского хозяйства, логистики и мониторинга.

Класс H стал четвёртым в российской классификации воздушного пространства, присоединившись к уже существующим A, C и G. В отличие от них, новый сегмент будет специально адаптирован под нужды беспилотных систем, с возможностью упрощённого планирования маршрутов и согласования полётов.

Как пояснили в кабмине, эта инициатива направлена на то, чтобы упростить использование беспилотников, а заодно сделать воздушное пространство более структурированным и безопасным как для дронов, так и для пилотируемой авиации.

Зачем это нужно?

Рынок беспилотной авиации в России активно растёт — по разным оценкам, в стране уже более 120 тысяч зарегистрированных дронов. Многие из них используются не для развлечений, а в бизнесе, науке, охране природы, энергетике и других отраслях. Однако до сих пор операторы дронов сталкивались с массой ограничений: полёты нужно было заранее согласовывать, получать разрешения, а в некоторых случаях — вовсе отказываться от запуска из-за перекрытий воздушного пространства.

Создание класса H позволит:

  • Разделить воздушные потоки, исключив пересечения с традиционной авиацией;

  • Упростить процедуру получения разрешений для полётов на низких высотах;

  • Создать основу для систем управления беспилотным движением (UTM — Unmanned Traffic Management);

  • Повысить безопасность, уменьшив риск столкновений.

Как это работает в других странах?

Мировая практика уже давно движется в сторону создания специальных зон и коридоров для дронов. В США существует проект LAANC (Low Altitude Authorization and Notification Capability), позволяющий автоматически получать разрешения на полёты вблизи аэропортов. В ЕС действует программа U-space, внедряющая цифровые сервисы для управления дронами в городах и сельской местности.

Новый российский класс H — шаг в этом же направлении. Он может стать фундаментом для более гибкой, цифровой системы, где каждый дрон в воздухе будет "виден" и координируем в реальном времени.

Что дальше?

Следующий этап — создание правил полётов в классе H. Это включает:

  • разработку программ навигации и регистрации маршрутов;

  • интеграцию с платформами контроля и отслеживания;

  • технические требования к дронам и системам связи;

  • подготовку операторов и пилотов беспилотников.

Также потребуется юридическая адаптация: права, обязанности, ответственность, страхование и ответственность в случае инцидентов.

Подписывайтесь на Экосевер

Читайте также

Великий шёлковый путь в версии 2.0: этот китайский регион бьёт рекорды посещаемости сегодня в 7:08

Синьцзян бьёт рекорды по турпотоку и строит новые отели, но часть реальности остаётся за кадром. Как увидеть «красивое» и не потерять из виду «сложное»?

Читать полностью »
Путешествовать по Японии стало проще, чем когда-либо: новые маршруты и акции для туристов сегодня в 6:04

Рекордный наплыв иностранных туристов превратил 2025 год в новый этап японского туризма. Страна встречает гостей с небывалым размахом и вниманием к деталям.

Читать полностью »
Там, где опасно даже местным, россиянин почувствовал уют — как эта страна обманула все ожидания сегодня в 5:15

Российский блогер отправился в Белиз, одну из самых криминальных стран планеты, и неожиданно назвал её «домашней». Почему его впечатления оказались такими тёплыми?

Читать полностью »
После урагана — возрождение: остров надежды готовится к сезону путешествий сегодня в 4:19

Ямайка возвращается в строй после урагана «Мелисса». Уже к середине декабря остров вновь готов встретить туристов теплом, музыкой и духом карибского гостеприимства.

Читать полностью »
По Нилу — на велосипеде: маршрут, которого Египет ещё не видел сегодня в 2:15

Boat Bike Tours впервые отправляется в Африку — на Нил. Туристы смогут кататься между храмами, отдыхать на борту и открывать Египет с совершенно новой стороны.

Читать полностью »
Лайфхаки, о которых молчат тревел-блогеры: эти вещи реально спасают поездку сегодня в 0:12

Пять простых вещей, которые способны превратить даже самое хаотичное путешествие в комфортное приключение. Проверено многократными поездками.

Читать полностью »
Эти места в поезде лучше не брать: лайфхак от путешественника со ста ночами в пути вчера в 23:13

Автор блога «1520» рассказал, какие места в российских поездах превращают поездку в испытание. От душных верхних полок до шумных туалетных отсеков — где не стоит брать билет.

Читать полностью »
Любовь по-турецки обернулась реальностью: женщины рассказывают, как рушатся экранные мечты вчера в 22:09

После популярности турецких сериалов россиянки стали чаще ездить на курорты Турции в одиночку. Почему мечта о восточной сказке не всегда совпадает с реальностью — в нашем материале.

Читать полностью »