
Конфликты в школьных классах: что скрывают проблемы с подростками
Школьные конфликты и буллинг остаются актуальной проблемой для российских учебных заведений. Психолог Екатерина Пастухова из Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) поделилась результатами исследования, показавшего, в каких классах наиболее часто возникают такие ситуации и какие причины этому способствуют.
В какие классы чаще всего приходятся конфликты?
По данным психолога, пик школьных конфликтов наблюдается в период с третьего по седьмой класс. Это время, когда дети сталкиваются с переходными этапами: от начальной школы к средней, а также с гормональными изменениями и стремлением быть признанными в коллективе. Переход в новый этап школьной жизни, переживания, связанные с взрослением, могут стать основными факторами эмоциональной нестабильности и роста конфликтности среди подростков.
С особым вниманием стоит подойти к пятым и седьмым классам, где дети особенно чувствительны к своему социальному статусу и часто переживают внутренние кризисы, которые могут привести к агрессии и ссорам.
Что чаще всего вызывает школьные ссоры?
Анализируя 2600 чек-листов и данные множества интервью, специалисты Школьных служб примирения (ШСП) выявили, что среди школьных конфликтов наиболее распространены следующие:
-
Физическая агрессия и ссоры между учениками.
-
Оскорбления и ложные обвинения.
-
Конфликты, связанные с национальной почвой.
-
Кражи и порча личных вещей.
-
Проблемы с друзьями, исключение из групп.
-
Дразнилки, а также разрушение дружбы.
Интересно, что в последнее время в школьных коллективах наблюдается появление нового типа буллинга — кибербуллинг, который включает угрозы, травлю в чатах и публикацию компрометирующих фото и видео. Это явление стало особенно актуальным с развитием технологий и социальных сетей.
Буллинг без классической схемы
Примечательно, что традиционная модель буллинга, где один ученик становится постоянной жертвой, а другой — агрессором, стала встречаться гораздо реже. По словам психолога, в современных школах роли могут меняться. Те же дети, которые могут становиться источником конфликтов и провокаций, иногда становятся и объектом нападок со стороны других. Это меняет характер школьных отношений и требует особого подхода в решении проблем с буллингом.
Почему возникает такая динамика?
Психолог поясняет, что на подростков оказывают влияние не только физиологические изменения, но и социальное давление. Бороться за внимание, признание и одобрение своих сверстников становится частью повседневной жизни. Такие внутренние переживания приводят к агрессии, а конфликтные ситуации в школе становятся инструментом борьбы за статус в группе. В некоторых случаях агрессия может быть вызвана не только желанием доминировать, но и стрессом, внутренней тревожностью, вызванной ситуацией в семье или социуме.
Важность ранней профилактики
Для решения этих проблем важно внедрять программы раннего вмешательства и профилактики в школах. Школьные службы примирения, которые уже более 15 лет помогают московским школам, играют ключевую роль в разрешении конфликтов. Эти службы помогают не только урегулировать конфликты, но и проводить важные беседы с детьми, обучая их правильным способам коммуникации и решения разногласий без применения агрессии.
Кроме того, важно уделять внимание развитию у детей навыков саморегуляции и эмоциональной зрелости. Программы, направленные на развитие эмпатии и способности разрешать конфликты мирным путем, могут стать важным шагом к созданию более здоровой школьной атмосферы.
Что делать родителям и учителям?
Родители и педагоги должны быть внимательны к изменениям в поведении детей. Признаки агрессии или тревожности, изменения в поведении, скрытность — все это могут быть сигналами о наличии проблемы, связанной с конфликтами или буллингом. Регулярные беседы с детьми, мониторинг их общения в социальных сетях и активная вовлеченность в школьную жизнь помогут выявить проблемы на ранних стадиях.
Заключение
Конфликты и буллинг в школах — это проблема, которая требует комплексного подхода. Важно помнить, что для детей, особенно в переходный период, нормой становится не только физическая агрессия, но и эмоциональные переживания, связанные с социальным признанием. Создание безопасной и поддерживающей среды в школьных коллективах, где дети могут развивать навыки саморегуляции и общаться без угроз и насилия, является ключом к решению этой проблемы.
Подписывайтесь на Экосевер