Буллинг
Буллинг
Карина Панкращенко Опубликована 28.07.2025 в 13:48

Конфликты в школьных классах: что скрывают проблемы с подростками

Екатерина Пастухова: пик школьных конфликтов приходится на 5-7 классы

Школьные конфликты и буллинг остаются актуальной проблемой для российских учебных заведений. Психолог Екатерина Пастухова из Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) поделилась результатами исследования, показавшего, в каких классах наиболее часто возникают такие ситуации и какие причины этому способствуют.

В какие классы чаще всего приходятся конфликты?

По данным психолога, пик школьных конфликтов наблюдается в период с третьего по седьмой класс. Это время, когда дети сталкиваются с переходными этапами: от начальной школы к средней, а также с гормональными изменениями и стремлением быть признанными в коллективе. Переход в новый этап школьной жизни, переживания, связанные с взрослением, могут стать основными факторами эмоциональной нестабильности и роста конфликтности среди подростков.

С особым вниманием стоит подойти к пятым и седьмым классам, где дети особенно чувствительны к своему социальному статусу и часто переживают внутренние кризисы, которые могут привести к агрессии и ссорам.

Что чаще всего вызывает школьные ссоры?

Анализируя 2600 чек-листов и данные множества интервью, специалисты Школьных служб примирения (ШСП) выявили, что среди школьных конфликтов наиболее распространены следующие:

  • Физическая агрессия и ссоры между учениками.

  • Оскорбления и ложные обвинения.

  • Конфликты, связанные с национальной почвой.

  • Кражи и порча личных вещей.

  • Проблемы с друзьями, исключение из групп.

  • Дразнилки, а также разрушение дружбы.

Интересно, что в последнее время в школьных коллективах наблюдается появление нового типа буллинга — кибербуллинг, который включает угрозы, травлю в чатах и публикацию компрометирующих фото и видео. Это явление стало особенно актуальным с развитием технологий и социальных сетей.

Буллинг без классической схемы

Примечательно, что традиционная модель буллинга, где один ученик становится постоянной жертвой, а другой — агрессором, стала встречаться гораздо реже. По словам психолога, в современных школах роли могут меняться. Те же дети, которые могут становиться источником конфликтов и провокаций, иногда становятся и объектом нападок со стороны других. Это меняет характер школьных отношений и требует особого подхода в решении проблем с буллингом.

Почему возникает такая динамика?

Психолог поясняет, что на подростков оказывают влияние не только физиологические изменения, но и социальное давление. Бороться за внимание, признание и одобрение своих сверстников становится частью повседневной жизни. Такие внутренние переживания приводят к агрессии, а конфликтные ситуации в школе становятся инструментом борьбы за статус в группе. В некоторых случаях агрессия может быть вызвана не только желанием доминировать, но и стрессом, внутренней тревожностью, вызванной ситуацией в семье или социуме.

Важность ранней профилактики

Для решения этих проблем важно внедрять программы раннего вмешательства и профилактики в школах. Школьные службы примирения, которые уже более 15 лет помогают московским школам, играют ключевую роль в разрешении конфликтов. Эти службы помогают не только урегулировать конфликты, но и проводить важные беседы с детьми, обучая их правильным способам коммуникации и решения разногласий без применения агрессии.

Кроме того, важно уделять внимание развитию у детей навыков саморегуляции и эмоциональной зрелости. Программы, направленные на развитие эмпатии и способности разрешать конфликты мирным путем, могут стать важным шагом к созданию более здоровой школьной атмосферы.

Что делать родителям и учителям?

Родители и педагоги должны быть внимательны к изменениям в поведении детей. Признаки агрессии или тревожности, изменения в поведении, скрытность — все это могут быть сигналами о наличии проблемы, связанной с конфликтами или буллингом. Регулярные беседы с детьми, мониторинг их общения в социальных сетях и активная вовлеченность в школьную жизнь помогут выявить проблемы на ранних стадиях.

Заключение

Конфликты и буллинг в школах — это проблема, которая требует комплексного подхода. Важно помнить, что для детей, особенно в переходный период, нормой становится не только физическая агрессия, но и эмоциональные переживания, связанные с социальным признанием. Создание безопасной и поддерживающей среды в школьных коллективах, где дети могут развивать навыки саморегуляции и общаться без угроз и насилия, является ключом к решению этой проблемы.

Подписывайтесь на Экосевер

Читайте также

Маленький чемпион — большой отличник: как спорт превращает детей в лидеров сегодня в 9:18

Почему юные спортсмены часто оказываются успешнее в учёбе и как найти баланс между тренировками и отдыхом — объясняет спортивный психолог.

Читать полностью »
Полуторагодовалый шопоголик: случай, который изменил закон об онлайн-покупках сегодня в 7:11

Дети всё чаще пользуются смартфонами, и вместе с этим растёт риск случайных покупок. Суд признал право родителей отказаться от таких заказов — рассказываем, как защитить себя.

Читать полностью »
Малыш засыпает сам — и грудное вскармливание сохраняется: секрет, о котором молчат консультанты сегодня в 5:55

Как помочь ребенку научиться засыпать без груди и при этом сохранить грудное вскармливание? Разбираемся с советами, ошибками и мягкими методиками перехода.

Читать полностью »
Очередь превращается в приключение: как обычные слова спасают от скуки и развивают мозг ребёнка сегодня в 3:44

Превратите скучное ожидание в весёлое приключение: 10 речевых игр, которые не только развлекут ребёнка, но и помогут развить речь, фантазию и внимание.

Читать полностью »
Домашка онлайн, память офлайн: чем цифровизация лишает детей ума и воли вчера в 23:52

С 2025 года домашние задания перевели в онлайн-формат. Почему отказ от бумажных дневников может лишить детей важных учебных навыков?

Читать полностью »
Микробы знают о ребёнке больше, чем родители: найден источник тревожности и депрессии вчера в 21:36

Учёные нашли неожиданную связь между микрофлорой кишечника и эмоциональным развитием детей. Как микробы влияют на мозг и почему это важно для будущего ребёнка?

Читать полностью »
Молодость не защищает: чем моложе курильщик, тем ближе импотенция вчера в 19:11

Врачи предупреждают: если начать курить в 16 лет, к 30 можно столкнуться с импотенцией. Почему никотин разрушает сосуды и как восстановить здоровье?

Читать полностью »
Когда ребёнок живёт в виртуальном мире: как распознать начало зависимости вчера в 17:44

Подростки всё чаще теряются между реальностью и виртуальным миром. Как вовремя заметить, что увлечение играми превратилось в зависимость — объясняет психиатр.

Читать полностью »