Буллинг
Буллинг
Карина Панкращенко Опубликована 28.07.2025 в 13:48

Конфликты в школьных классах: что скрывают проблемы с подростками

Екатерина Пастухова: пик школьных конфликтов приходится на 5-7 классы

Школьные конфликты и буллинг остаются актуальной проблемой для российских учебных заведений. Психолог Екатерина Пастухова из Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) поделилась результатами исследования, показавшего, в каких классах наиболее часто возникают такие ситуации и какие причины этому способствуют.

В какие классы чаще всего приходятся конфликты?

По данным психолога, пик школьных конфликтов наблюдается в период с третьего по седьмой класс. Это время, когда дети сталкиваются с переходными этапами: от начальной школы к средней, а также с гормональными изменениями и стремлением быть признанными в коллективе. Переход в новый этап школьной жизни, переживания, связанные с взрослением, могут стать основными факторами эмоциональной нестабильности и роста конфликтности среди подростков.

С особым вниманием стоит подойти к пятым и седьмым классам, где дети особенно чувствительны к своему социальному статусу и часто переживают внутренние кризисы, которые могут привести к агрессии и ссорам.

Что чаще всего вызывает школьные ссоры?

Анализируя 2600 чек-листов и данные множества интервью, специалисты Школьных служб примирения (ШСП) выявили, что среди школьных конфликтов наиболее распространены следующие:

  • Физическая агрессия и ссоры между учениками.

  • Оскорбления и ложные обвинения.

  • Конфликты, связанные с национальной почвой.

  • Кражи и порча личных вещей.

  • Проблемы с друзьями, исключение из групп.

  • Дразнилки, а также разрушение дружбы.

Интересно, что в последнее время в школьных коллективах наблюдается появление нового типа буллинга — кибербуллинг, который включает угрозы, травлю в чатах и публикацию компрометирующих фото и видео. Это явление стало особенно актуальным с развитием технологий и социальных сетей.

Буллинг без классической схемы

Примечательно, что традиционная модель буллинга, где один ученик становится постоянной жертвой, а другой — агрессором, стала встречаться гораздо реже. По словам психолога, в современных школах роли могут меняться. Те же дети, которые могут становиться источником конфликтов и провокаций, иногда становятся и объектом нападок со стороны других. Это меняет характер школьных отношений и требует особого подхода в решении проблем с буллингом.

Почему возникает такая динамика?

Психолог поясняет, что на подростков оказывают влияние не только физиологические изменения, но и социальное давление. Бороться за внимание, признание и одобрение своих сверстников становится частью повседневной жизни. Такие внутренние переживания приводят к агрессии, а конфликтные ситуации в школе становятся инструментом борьбы за статус в группе. В некоторых случаях агрессия может быть вызвана не только желанием доминировать, но и стрессом, внутренней тревожностью, вызванной ситуацией в семье или социуме.

Важность ранней профилактики

Для решения этих проблем важно внедрять программы раннего вмешательства и профилактики в школах. Школьные службы примирения, которые уже более 15 лет помогают московским школам, играют ключевую роль в разрешении конфликтов. Эти службы помогают не только урегулировать конфликты, но и проводить важные беседы с детьми, обучая их правильным способам коммуникации и решения разногласий без применения агрессии.

Кроме того, важно уделять внимание развитию у детей навыков саморегуляции и эмоциональной зрелости. Программы, направленные на развитие эмпатии и способности разрешать конфликты мирным путем, могут стать важным шагом к созданию более здоровой школьной атмосферы.

Что делать родителям и учителям?

Родители и педагоги должны быть внимательны к изменениям в поведении детей. Признаки агрессии или тревожности, изменения в поведении, скрытность — все это могут быть сигналами о наличии проблемы, связанной с конфликтами или буллингом. Регулярные беседы с детьми, мониторинг их общения в социальных сетях и активная вовлеченность в школьную жизнь помогут выявить проблемы на ранних стадиях.

Заключение

Конфликты и буллинг в школах — это проблема, которая требует комплексного подхода. Важно помнить, что для детей, особенно в переходный период, нормой становится не только физическая агрессия, но и эмоциональные переживания, связанные с социальным признанием. Создание безопасной и поддерживающей среды в школьных коллективах, где дети могут развивать навыки саморегуляции и общаться без угроз и насилия, является ключом к решению этой проблемы.

Подписывайтесь на Экосевер

Читайте также

Подарки детям должны учитывать возраст и интересы — эксперт Светлана Грохотова сегодня в 16:04
Мандарины и конфеты больше не работают: что испортило магию детских праздников

Эксперт рассказала, почему конфеты и игрушки больше не радуют детей так, как раньше, и какой подарок действительно вызовет у них искреннюю радость.

Читать полностью »
Родители влияют на чувство счастья ребёнка — психолог Виктория Кисс сегодня в 14:10
Маленькие шаги — огромные последствия: что рушит внутренний мир ребёнка

Как воспитать ребёнка, который умеет быть счастливым? Психолог Виктория Кисс объясняет, почему путь к детскому счастью начинается с родителей.

Читать полностью »
Страх темноты у детей нормален — психолог Морозова сегодня в 11:58
Ребенок боится темноты не просто так: какие ошибки взрослых усиливают страх малышей

Психолог Елена Морозова рассказала EcoSever, как помочь ребенку, который боится темноты.

Читать полностью »
Поддержка самостоятельности уменьшает ссоры с ребенком — Мел сегодня в 8:09
Утро с уроками и сборами доводило меня до крика — я нашла выход

Как справляться с утренними конфликтами, уроками, ссорами и перепиской, сохраняя спокойствие и не срываясь на крик.

Читать полностью »
Гаджеты признаны частью повседневной жизни детей — психолог Анна Царицина сегодня в 2:10
Смартфон стал новой няней: как технологии растят поколение без взрослых

Психолог объяснила, как без конфликтов отучить ребёнка от бесконтрольного использования смартфона и помочь семье наладить здоровые отношения с технологиями.

Читать полностью »
Давление через страх заставляет детей действовать импульсивно — Мел вчера в 19:01
Сообщение выглядело правдоподобно, и ребёнок поверил — я вовремя вмешалась

Как научить ребёнка распознавать онлайн-обман, не поддаваться на сообщения от «близких» и выстроить безопасное поведение в мессенджерах.

Читать полностью »
Дети, умеющие контролировать эмоции, реже конфликтуют — психолог Лебедева вчера в 13:10
Маленький вулкан внутри нас: как сдержанные эмоции превращают любовь в тревогу

Как вырастить ребёнка, который не теряется перед трудностями и умеет управлять своими эмоциями? Психолог объясняет, с чего начать и чего избегать родителям.

Читать полностью »
Плач младенца при папе связан с формированием привязанности — Мел вчера в 7:56
С папой — истерика, без него — спокойный сон: нас это сильно напугало

Почему шестимесячный ребёнок плачет и хуже засыпает, когда папа дома, и как родителям мягко помочь малышу справиться с перегрузкой.

Читать полностью »