
100 тысяч машин на складах: как выживает «АвтоВАЗ»
Склады переполнены, продажи упали, но "АвтоВАЗ" не сдает позиций. На фоне снижения спроса и усиления конкуренции, особенно со стороны китайских брендов, глава компании Максим Соколов делает важные заявления: обещает "держать фронт", не снижать рыночную долю и представлять новые модели, которые смогут удержать интерес потребителей.
Машины есть, спроса нет
"Запасы перешли отметку трёх- и даже четырёхмесячных продаж. Это примерно 95-100 тысяч автомобилей. Это много", — признался Максима Соколов.
Если в мае прошлого года удалось реализовать около 40 000 машин, то в мае 2025 года — всего 26 000. В результате склады начали стремительно заполняться, что негативно влияет на финансовые показатели компании:
"Любой запас сильно тянет карман, и при необходимости резервирования для поддержания этих запасов больших средств, которые стоят дорого, конечно, ухудшает финансовое состояние", — дополнил он.
"Снижаемся лучше рынка"
Несмотря на тревожные цифры, Соколов уверяет: ситуация под контролем. Компания продаёт автомобили со скидками и удерживает долю рынка на уровне 27-29% — это более четверти всех продаж в стране.
"В непростой ситуации мы должны держать фронт, свои так называемые красные линии. И надо сказать, что наша команда с этим справляется успешно", — подчеркивает Соколов.
Интересный факт: по словам главы "АвтоВАЗа", общий рынок в 2025 году, вероятно, сократится до 1,2 млн автомобилей с учётом коммерческих. Для сравнения: в 2024 году было продано около 1,7 млн.
Будущее — за Lada Azimut
На ПМЭФ компания представила свою новинку — кроссовер Lada Azimut, построенный на базе популярной Vesta. Этот автомобиль должен стать одновременно флагманом бренда и массовой моделью.
Особенность новинки — встроенный GigaChat от "Сбербанка", который позволит, например, парковаться голосом. Также навигация работает через 2ГИС — как в офлайн, так и в онлайн-режиме.
"Мы обеспечим жизнестойкость нашей модели и сможем удовлетворить всех, кто примет решение покупать автомобили бренда "Лада"", — отметил Соколов.
Сложности — временные?
Управлять компанией в условиях падения спроса и конкуренции от иностранных игроков — задача не из лёгких. Тем не менее "АвтоВАЗ" показывает, что намерен не просто выжить, а остаться важным игроком на рынке. Снижение общей доли продаж на рынке России — это вызов, который в Тольятти явно не собираются проигрывать.
И, как показывает пример с Lada Azimut, делать ставку будут не только на цену, но и на технологичность, доступность и узнаваемость.
Подписывайтесь на Экосевер