
Авиакомпании попали в ловушку: что скрывает новый закон о штрафах за бронирование
Госдума в третьем чтении одобрила закон, который с 1 сентября 2025 года вводит административные штрафы за нарушение правил размещения информации об условиях договора воздушной перевозки в автоматизированной системе бронирования авиабилетов — АИС ОВП. Это решение связано с увеличением числа жалоб пассажиров на неверные данные и ошибки при оформлении билетов, что приводит к их финансовым потерям.
Какие штрафы ждут авиаперевозчиков и операторов системы?
По новым поправкам в Кодекс об административных правонарушениях:
-
Если перевозчик не разместит информацию об условиях договора воздушной перевозки при оформлении билета или багажа в электронной форме, штрафы для должностных лиц составят от 20 до 30 тысяч рублей, для юридических лиц — от 50 до 100 тысяч рублей.
-
При повторном нарушении штрафы вырастут: от 30 до 50 тысяч рублей для должностных лиц и от 300 до 400 тысяч рублей для компаний.
Также штрафы предусмотрены для оператора системы АИС ОВП за нарушения требований по работе с системой и базами данных:
-
Первый штраф — от 20 до 40 тысяч рублей для должностных лиц и от 100 до 200 тысяч для юридических лиц.
-
При повторном нарушении суммы увеличиваются до 40-80 тысяч рублей и 300-400 тысяч рублей соответственно.
Почему понадобился этот закон?
В пояснительной записке говорится, что с ростом числа жалоб пассажиров стало ясно: существующие нормы не обеспечивают контроль за правильностью информации в системе бронирования.
"Необходимость введения указанного регулирования обусловлена участившимися жалобами пассажиров, связанными с предоставлением неправильной информации о вылете воздушного судна, некорректным оформлением авиабилетов, что в последующем приводило к финансовым потерям пассажиров. В частности, ежегодно от пассажиров только в центральный аппарат Ространснадзора поступает около 700 жалоб различного характера на действия перевозчиков", — отмечается в документе.
Ранее предполагалось, что за нарушение можно будет приостанавливать работу авиакомпаний, но депутаты исключили эту меру из окончательного текста закона.
Как это поможет пассажирам?
Сейчас все российские авиакомпании используют отечественную автоматизированную систему оформления перевозок — АИС ОВП. Новый закон обязывает перевозчиков размещать полную информацию о договоре в системе, чтобы пассажир мог получить официальное подтверждение своих прав при онлайн-оформлении билета и багажа.
"Вся информация должна быть размещена в информационной системе, и это, по сути, гарантирует и соблюдение прав пассажира, и стабильность в работе авиакомпании.", — подчеркнул заместитель министра транспорта Дмитрий Зверев.
Мнения из отрасли
Вице-президент Российского союза туриндустрии Дмитрий Горин считает, что поправки повысят ответственность авиаперевозчиков:
"99 процентов авиакомпаний и так соблюдают соответствующие требования, хотя случаи, когда пассажира не предупреждают заранее об изменении времени вылета, все еще встречаются.", — заявил он.
Председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов отметил, что проблемы с информацией были в период перехода между системами бронирования, но сейчас такие случаи почти отсутствуют. По его мнению, закон скорее будет регулировать редкие инциденты:
"Все спорные ситуации будут разрешать те органы, которые курируют это направление, но уже по факту, после жалоб пассажира, когда, например, он опоздал на рейс из-за неправильной информации. То есть накажут авиакомпанию, а пострадавший пассажир никакой компенсации не получит. Закон подготовлен не в интересах людей, поскольку не носит предупредительный характер."
Итоги
-
Закон о штрафах за нарушение правил размещения информации в системе бронирования авиабилетов вступит в силу 1 сентября 2025 года.
-
Штрафы распространяются как на авиаперевозчиков, так и на операторов системы АИС ОВП.
-
Мера приостановки работы компаний была отменена в финальной редакции.
-
Закон призван повысить прозрачность и защитить права пассажиров, хотя эффект для самих пассажиров может быть косвенным.
Подписывайтесь на Экосевер