От амбиций к ограничениям: новый российский лайнер оказался короткодышащим
Российский среднемагистральный самолет МС-21-300, считавшийся главным проектом гражданской авиации нового поколения, оказался с характеристиками заметно хуже заявленных ранее. Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) официально обновила технические данные, признав, что дальность полета лайнера сократилась почти на четверть — с 5100 до 3830 километров. Об этом сообщают "Ведомости", а также ряд отраслевых источников.
Что изменилось в характеристиках
В официальных документах теперь указано: при двухклассной компоновке на 175 пассажиров МС-21-300 способен преодолевать 3830 км, хотя ранее утверждалось, что его радиус действия составит свыше пяти тысяч. При этом максимальная взлетная масса осталась прежней — 85 тонн, что означает снижение топливной эффективности и увеличенные энергозатраты на полет.
"Ранее мы приводили параметры, рассчитанные для проекта будущего, а теперь речь идет о реальной машине", — пояснил представитель "Ростеха", головной компании ОАК.
Он добавил, что любой самолет, создаваемый "с нуля", проходит этапы эволюции и доработок, а первоначальные цифры часто корректируются после испытаний.
Причины падения дальности
Снижение дальности эксперты связывают прежде всего с увеличением массы самолета. После перехода на российские композитные материалы — мера, вызванная санкциями и отказом от импортных поставок — масса МС-21 выросла примерно на шесть тонн. Это неизбежно сказалось на топливной эффективности.
Весной 2024 года СМИ сообщали, что именно из-за "потяжелевшего" фюзеляжа самолет не сможет достичь прежних параметров. Позднее эти данные косвенно подтвердил первый вице-премьер Денис Мантуров, заявивший о разработке укороченной версии МС-21, более соответствующей новым условиям эксплуатации.
| Показатель | Было заявлено | Новые данные |
| Дальность полета | 5100 км | 3830 км |
| Вместимость | 175 пассажиров | 175 пассажиров |
| Максимальная взлетная масса | 85 тонн | 85 тонн |
| Назначение | Среднемагистральные рейсы | Внутренние маршруты до 3,8 тыс. км |
| Материалы | Импортные композиты | Российские аналоги |
Что говорит "Ростех"
В госкорпорации подчеркивают, что основной пассажиропоток в России (около 80%) приходится на маршруты до 3000 км, и поэтому даже с новыми характеристиками самолет "вполне отвечает потребностям перевозчиков".
"Самолет создан под реальные задачи внутреннего рынка. Но работа по увеличению дальности будет продолжена", — добавили в ОАК.
При этом разработчики обещают, что модернизация силовых установок и систем управления позволит улучшить параметры в последующих модификациях.
Что было в техническом задании
Согласно исходному техзаданию Минпромторга от 2009 года, МС-21 должен был иметь дальность не менее 3500 км при загрузке 180 пассажиров, но документ предусматривал создание семейства самолетов с диапазоном дальности от 3,5 до 7,5 тыс. км. Таким образом, нынешний результат не выходит за рамки минимальных требований, но не соответствует амбициям проекта, позиционировавшегося как конкурент Airbus A320neo и Boeing 737 MAX.
Реакция отрасли и экспертов
Аналитики отмечают, что снижение дальности негативно повлияет на коммерческую привлекательность самолета.
"Ограничение радиуса полета существенно сужает маршрутную сеть авиакомпаний. Например, перелеты Москва-Иркутск или Москва-Улан-Удэ станут невозможны без дозаправки", — считает авиаэксперт Владимир Баранов.
Кроме того, сокращение запаса топлива снижает возможности выполнения международных рейсов. Так, по словам специалистов, вылет в Анталью или Дубай теперь потребует технических остановок или уменьшения загрузки.
| Маршрут | Расстояние | Возможность полета на МС-21-300 |
| Москва — Санкт-Петербург | 635 км | Да |
| Москва — Сочи | 1360 км | Да |
| Москва — Иркутск | 4200 км | Нет (нужна дозаправка) |
| Москва — Анталья | 2200 км | С ограничениями |
| Москва — Владивосток | 6400 км | Нет |
Задержки с испытаниями
Несмотря на громкие обещания, МС-21 в полностью импортозамещенной комплектации еще не поднимался в воздух. Глава Минпромторга Антон Алиханов в разные периоды называл даты первого полета: март, июнь, август и даже октябрь 2025 года, однако до сих пор официального сообщения о вылете не последовало.
Фактически самолет всё ещё находится на этапе наземных испытаний и сертификационных доработок. Это создает риск дальнейшего сдвига сроков поставок авиакомпаниям, ранее запланированных на 2026 год.
Контекст: трудности импортозамещения
После 2022 года проект МС-21 полностью перешел на российские комплектующие — от двигателей ПД-14 до композитных материалов фюзеляжа. Однако переход на отечественные материалы оказался непростым: новые композиты оказались тяжелее и менее энергоэффективны.
"Импортозамещение всегда связано с компромиссами. Удержать те же характеристики, что у иностранных аналогов, удается не сразу", — отметил инженер-конструктор Олег Иванов.
Тем не менее ОАК уверяет, что в будущем будут найдены способы снизить массу и вернуть самолёту часть утраченной дальности.
Почему это важно для России
МС-21 должен был стать символом технологической независимости отечественного авиапрома и главным конкурентом западных узкофюзеляжных лайнеров. Проект стал центральным элементом программы развития гражданской авиации РФ.
Однако на фоне ухудшения характеристик эксперты опасаются, что самолёт потеряет привлекательность для зарубежных заказчиков и будет использоваться преимущественно на внутренних маршрутах. Это уменьшит экономическую отдачу от многомиллиардных инвестиций.
| Аргументы в пользу продолжения проекта | Опасения экспертов |
| Развитие собственных технологий | Потеря конкурентоспособности |
| Импортозамещение критически важных узлов | Рост массы и снижение эффективности |
| Снижение зависимости от иностранных поставок | Ограничение маршрутов и экспортных перспектив |
Итоги
Падение дальности полета МС-21-300 с 5100 до 3830 км — сигнал о серьезных технологических и конструктивных вызовах, с которыми столкнулись разработчики. Хотя ОАК и "Ростех" заявляют, что обновленные характеристики отражают "реальный облик машины", эксперты считают, что проекту предстоит значительная доработка.
Сейчас самолет фактически готов только на бумаге: он не проходил сертификационных полетов, а его эксплуатационные параметры остаются под вопросом. Тем не менее разработчики уверяют, что МС-21 останется ключевым проектом российской гражданской авиации и со временем сможет подтвердить свои амбиции.
Подписывайтесь на Экосевер