Самолёт в небе
Самолёт в небе
Андрей Лазарев Опубликована сегодня в 11:54

От амбиций к ограничениям: новый российский лайнер оказался короткодышащим

ОАК снизила дальность полета самолета МС-21-300 — Ведомости

Российский среднемагистральный самолет МС-21-300, считавшийся главным проектом гражданской авиации нового поколения, оказался с характеристиками заметно хуже заявленных ранее. Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) официально обновила технические данные, признав, что дальность полета лайнера сократилась почти на четверть — с 5100 до 3830 километров. Об этом сообщают "Ведомости", а также ряд отраслевых источников.

Что изменилось в характеристиках

В официальных документах теперь указано: при двухклассной компоновке на 175 пассажиров МС-21-300 способен преодолевать 3830 км, хотя ранее утверждалось, что его радиус действия составит свыше пяти тысяч. При этом максимальная взлетная масса осталась прежней — 85 тонн, что означает снижение топливной эффективности и увеличенные энергозатраты на полет.

"Ранее мы приводили параметры, рассчитанные для проекта будущего, а теперь речь идет о реальной машине", — пояснил представитель "Ростеха", головной компании ОАК.

Он добавил, что любой самолет, создаваемый "с нуля", проходит этапы эволюции и доработок, а первоначальные цифры часто корректируются после испытаний.

Причины падения дальности

Снижение дальности эксперты связывают прежде всего с увеличением массы самолета. После перехода на российские композитные материалы — мера, вызванная санкциями и отказом от импортных поставок — масса МС-21 выросла примерно на шесть тонн. Это неизбежно сказалось на топливной эффективности.

Весной 2024 года СМИ сообщали, что именно из-за "потяжелевшего" фюзеляжа самолет не сможет достичь прежних параметров. Позднее эти данные косвенно подтвердил первый вице-премьер Денис Мантуров, заявивший о разработке укороченной версии МС-21, более соответствующей новым условиям эксплуатации.

Показатель Было заявлено Новые данные
Дальность полета 5100 км 3830 км
Вместимость 175 пассажиров 175 пассажиров
Максимальная взлетная масса 85 тонн 85 тонн
Назначение Среднемагистральные рейсы Внутренние маршруты до 3,8 тыс. км
Материалы Импортные композиты Российские аналоги

Что говорит "Ростех"

В госкорпорации подчеркивают, что основной пассажиропоток в России (около 80%) приходится на маршруты до 3000 км, и поэтому даже с новыми характеристиками самолет "вполне отвечает потребностям перевозчиков".

"Самолет создан под реальные задачи внутреннего рынка. Но работа по увеличению дальности будет продолжена", — добавили в ОАК.

При этом разработчики обещают, что модернизация силовых установок и систем управления позволит улучшить параметры в последующих модификациях.

Что было в техническом задании

Согласно исходному техзаданию Минпромторга от 2009 года, МС-21 должен был иметь дальность не менее 3500 км при загрузке 180 пассажиров, но документ предусматривал создание семейства самолетов с диапазоном дальности от 3,5 до 7,5 тыс. км. Таким образом, нынешний результат не выходит за рамки минимальных требований, но не соответствует амбициям проекта, позиционировавшегося как конкурент Airbus A320neo и Boeing 737 MAX.

Реакция отрасли и экспертов

Аналитики отмечают, что снижение дальности негативно повлияет на коммерческую привлекательность самолета.

"Ограничение радиуса полета существенно сужает маршрутную сеть авиакомпаний. Например, перелеты Москва-Иркутск или Москва-Улан-Удэ станут невозможны без дозаправки", — считает авиаэксперт Владимир Баранов.

Кроме того, сокращение запаса топлива снижает возможности выполнения международных рейсов. Так, по словам специалистов, вылет в Анталью или Дубай теперь потребует технических остановок или уменьшения загрузки.

Маршрут Расстояние Возможность полета на МС-21-300
Москва — Санкт-Петербург 635 км Да
Москва — Сочи 1360 км Да
Москва — Иркутск 4200 км Нет (нужна дозаправка)
Москва — Анталья 2200 км С ограничениями
Москва — Владивосток 6400 км Нет

Задержки с испытаниями

Несмотря на громкие обещания, МС-21 в полностью импортозамещенной комплектации еще не поднимался в воздух. Глава Минпромторга Антон Алиханов в разные периоды называл даты первого полета: март, июнь, август и даже октябрь 2025 года, однако до сих пор официального сообщения о вылете не последовало.

Фактически самолет всё ещё находится на этапе наземных испытаний и сертификационных доработок. Это создает риск дальнейшего сдвига сроков поставок авиакомпаниям, ранее запланированных на 2026 год.

Контекст: трудности импортозамещения

После 2022 года проект МС-21 полностью перешел на российские комплектующие — от двигателей ПД-14 до композитных материалов фюзеляжа. Однако переход на отечественные материалы оказался непростым: новые композиты оказались тяжелее и менее энергоэффективны.

"Импортозамещение всегда связано с компромиссами. Удержать те же характеристики, что у иностранных аналогов, удается не сразу", — отметил инженер-конструктор Олег Иванов.

Тем не менее ОАК уверяет, что в будущем будут найдены способы снизить массу и вернуть самолёту часть утраченной дальности.

Почему это важно для России

МС-21 должен был стать символом технологической независимости отечественного авиапрома и главным конкурентом западных узкофюзеляжных лайнеров. Проект стал центральным элементом программы развития гражданской авиации РФ.

Однако на фоне ухудшения характеристик эксперты опасаются, что самолёт потеряет привлекательность для зарубежных заказчиков и будет использоваться преимущественно на внутренних маршрутах. Это уменьшит экономическую отдачу от многомиллиардных инвестиций.

Аргументы в пользу продолжения проекта Опасения экспертов
Развитие собственных технологий Потеря конкурентоспособности
Импортозамещение критически важных узлов Рост массы и снижение эффективности
Снижение зависимости от иностранных поставок Ограничение маршрутов и экспортных перспектив

Итоги

Падение дальности полета МС-21-300 с 5100 до 3830 км — сигнал о серьезных технологических и конструктивных вызовах, с которыми столкнулись разработчики. Хотя ОАК и "Ростех" заявляют, что обновленные характеристики отражают "реальный облик машины", эксперты считают, что проекту предстоит значительная доработка.

Сейчас самолет фактически готов только на бумаге: он не проходил сертификационных полетов, а его эксплуатационные параметры остаются под вопросом. Тем не менее разработчики уверяют, что МС-21 останется ключевым проектом российской гражданской авиации и со временем сможет подтвердить свои амбиции.

Подписывайтесь на Экосевер

Читайте также

Исследователи выявили остатки тектонической плиты — Pro Город Пермь сегодня в 3:36
Под толщей воды — окаменевшая память планеты: найден фрагмент древнего океана

Американские геологи нашли под Тихим океаном фрагмент древней плиты — окаменевшее дно, которому сотни миллионов лет. Что это значит для науки?

Читать полностью »
Максимальный возраст человека оценили в 150 лет — ИА Кулик сегодня в 2:25
Бессмертие отменяется: наука определила потолок возможностей человеческого организма

Учёные с помощью искусственного интеллекта рассчитали предел человеческой жизни — от 120 до 150 лет. Почему дольше прожить невозможно?

Читать полностью »
Учёные выяснили, что мозг очищается даже при недосыпе — МТИ сегодня в 1:18
Бессонница перестала быть врагом? Учёные нашли у неё неожиданный эффект

Учёные MIT выяснили, что при недосыпе мозг включает "аварийный режим" самоочищения даже днём. Но может ли это заменить сон?

Читать полностью »
Оптимальное соотношение кофе и чая составило две к трём — News.ru сегодня в 0:09
Не три и не пять: идеальное число чашек кофе и чая наконец-то назвали учёные

Учёные выяснили, что кофе и чай в правильных дозах улучшают здоровье и продлевают жизнь. Рассказываем, сколько чашек — оптимум.

Читать полностью »
Океан умирает медленно, пока мы строим будущее: учёные предупредили о катастрофе глубин вчера в 23:57

Учёные выяснили, что глубоководная добыча полезных ископаемых создаёт мутные шлейфы, нарушающие питание планктона и разрушающие морские пищевые цепи.

Читать полностью »
Почему мозг стирает сны: тайна ночной памяти, которую природа спрятала от нас вчера в 23:04

Учёные объяснили, почему мы забываем сны. Это не ошибка памяти, а защитный механизм, который экономит энергию и бережёт психику.

Читать полностью »
Шаровая молния: живой огонь, который не гаснет. Учёные приблизились к разгадке вековой тайны вчера в 22:21

Учёные раскрывают тайну шаровой молнии — загадочного плазменного феномена, который может существовать до минуты и изменять представления о природе энергии.

Читать полностью »
Могут ли волосы чувствовать? Учёные раскрыли тайну сенсорной системы, скрытой под кожей вчера в 21:48

Учёные объяснили, почему волосы реагируют на прикосновение. Чувствуют не волосы, а их фолликулы — миниатюрные сенсорные органы с тысячами нервных окончаний.

Читать полностью »