2516. Лаппеенранта. Озеро
2516. Лаппеенранта. Озеро
Елена Власова Опубликована сегодня в 14:28

Без российских туристов — без полётов: финский аэропорт закрывается до конца 2025 года

Аэропорт города Лаппеенранта на юге Финляндии, расположенный всего в 30 километрах от российской границы, объявил о приостановке своей деятельности до конца 2025 года. Это решение стало следствием многолетнего падения пассажиропотока, вызванного прекращением туризма из России и отсутствием финансовой поддержки со стороны Евросоюза.

Закрытие до конца года

"С 30 октября до конца суток 31 декабря аэродромный диспетчерский пункт будет закрыт, управление заходом на посадку осуществляться не будет", — сообщил представитель аэропорта в беседе с ТАСС.

По его словам, аэропорт может принимать разовые рейсы, но для этого потребуется отдельное разрешение и подача специальных заявок. Вопрос о работе аэропорта в 2026 году остаётся открытым.

От пика популярности — к остановке деятельности

Лаппеенранта когда-то считалась пятым по загруженности международным аэропортом Финляндии. В 2011 году сюда регулярно прибывали туристы из Санкт-Петербурга и других городов России, благодаря удобному расположению и низкобюджетным авиаперевозкам Ryanair.

Пик популярности пришёлся на 2010-2013 годы, когда аэропорт обслуживал десятки тысяч россиян ежемесячно. Многие путешественники использовали его как альтернативу хельсинкскому Вантаа, чтобы улететь в Европу по более низким ценам.

Однако в 2014 году поток российских туристов резко сократился — сначала из-за изменения валютного курса, затем из-за введения взаимных ограничений между Россией и ЕС.

"После 2014 года пассажиропоток из России начал снижаться, а пандемия COVID-19 и конфликт на Украине окончательно остановили движение", — отмечает финский общественный вещатель Yle.

Финансовые трудности и позиция Евросоюза

Город Лаппеенранта ежегодно выделял около €12 млн на поддержание работы аэропорта, однако в последние годы ЕС ужесточил требования к финансированию убыточных инфраструктурных объектов.

Поддержка из городского бюджета больше не согласуется с правилами Евросоюза, запрещающими государственные субсидии для нерентабельных аэропортов. Это поставило объект на грань банкротства.

Власти рассматривали возможность частной концессии, однако потенциальные инвесторы не проявили интереса из-за низких объёмов пассажиропотока.

Последние рейсы и график работы

Ранее в октябре администрация аэропорта сообщила, что с 24 по 28 октября аэродромный диспетчерский пункт будет закрыт, а 29 октября воздушная гавань работает только четыре часа — с 17:00 до 21:00 по московскому времени. В этот день ожидается один рейс из Родоса - последний в текущем сезоне.

Потеря российского направления

Для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области Лаппеенранта долгие годы была удобным "окном в Европу". Добраться до аэропорта можно было за два часа на автомобиле или автобусе, а рейсы Ryanair связывали его с десятками европейских городов — от Милана до Барселоны.

После прекращения полётов российских туристов поток пассажиров сократился почти до нуля. Даже попытки привлечь финских и прибалтийских путешественников не принесли результата: расстояние до Хельсинки и ограниченный выбор рейсов делали полёты из Лаппеенранты менее выгодными.

"Мы видим, что без возвращения российских туристов проект не имеет будущего", — признал источник в руководстве аэропорта.

Историческая справка

Аэропорт Лаппеенранта был основан ещё в 1918 году, а коммерческие полёты начались в середине XX века. В 2009 году он стал первым региональным аэропортом Финляндии, куда пришёл лоукостер Ryanair, что обеспечило бурный рост пассажиропотока.

В лучшие годы через терминал проходило до 300 тысяч человек ежегодно, однако к 2024 году этот показатель снизился почти в 15 раз.

Ошибка → Последствие → Альтернатива

  • Ошибка: зависимость аэропорта от одного источника пассажиропотока — российских туристов.
    Последствие: резкое падение доходов и остановка работы.
    Альтернатива: диверсификация маршрутов и привлечение европейских лоукостеров.

  • Ошибка: отсутствие стратегического партнёра.
    Последствие: невозможность покрывать эксплуатационные расходы.
    Альтернатива: передача аэропорта в концессию или привлечение инвесторов из частного сектора.

  • Ошибка: ставка только на сезонные рейсы.
    Последствие: низкая загрузка вне пикового периода.
    Альтернатива: развитие круглогодичных маршрутов и чартерных программ.

Возможные сценарии будущего

Эксперты не исключают, что аэропорт сможет частично возобновить работу, если ситуация на международном рынке изменится. Среди обсуждаемых вариантов:

  • открытие грузовых рейсов и логистического терминала;

  • развитие авиашколы для пилотов;

  • использование аэродрома для чартерных перелётов и частной авиации.

Пока же ближайшим работающим аэропортом для жителей региона остаётся Хельсинки-Вантаа, расположенный в 220 км.

Плюсы и минусы закрытия Лаппеенранты

Плюсы Минусы
Сокращение бюджетных расходов города Потеря туристического потока и рабочих мест
Возможность реструктурировать управление аэропортом Ухудшение транспортной доступности региона
Вероятность привлечения инвестора после паузы Прекращение рейсов лоукостеров Ryanair
Снижение нагрузки на местную инфраструктуру Упадок сопутствующего бизнеса (отели, кафе, такси)

FAQ

Почему аэропорт закрывают именно сейчас?
Из-за хронических убытков и отсутствия финансирования, а также падения пассажиропотока после 2022 года.

Можно ли будет совершать рейсы в этот период?
Да, но только разовые, по специальным заявкам.

Когда аэропорт возобновит работу?
Решение по 2026 году пока не принято.

Какие альтернативы есть у жителей региона?
Основной вариант — аэропорт Хельсинки-Вантаа или рейсы из соседнего Савонлинна.

Мифы и правда

  • Миф: аэропорт закрывается навсегда.
    Правда: официально объявлено о приостановке работы до конца 2025 года, решение по будущему примут позже.

  • Миф: причиной стала только политика.
    Правда: ключевой фактор — экономический: отсутствие пассажиров и запрет на госфинансирование.

  • Миф: Лаппеенранта утратит авиационный статус.
    Правда: лицензия аэропорта сохраняется, что позволяет возобновить рейсы при изменении условий.

Интересные факты

  1. Лаппеенранта — один из старейших аэропортов Финляндии.

  2. В 2010-е годы более 80% пассажиров составляли граждане России.

  3. Вокруг аэропорта действовало свыше 200 гостиниц, кафе и магазинов, зависящих от турпотока из РФ.

Подписывайтесь на Экосевер

Читайте также

Ужин в Стамбуле обернулся шоком: как туристы попали в ресторанную ловушку и заплатили втрое больше сегодня в 5:15

Туристы в Стамбуле получили счёт на 55 тысяч рублей за обычный ужин. Эксперты рассказали, как распознать ресторанные ловушки и не стать жертвой мошенников.

Читать полностью »
Воздушный мост на паузе: как Корея заморозила рейсы и почему Россия ждёт сегодня в 4:30

Переговоры о восстановлении прямых рейсов между Россией и Южной Кореей активно идут. Узнайте, какие основные причины мешают их запуску и что это значит для туризма.

Читать полностью »
Названа лучшая страна Европы для путешествий — туристический Оскар всё расставил по местам сегодня в 4:11

Жюри World Travel Awards назвало Португалию лучшей страной для путешествий в Европе. Победу также одержали Мадейра, Лиссабон, Порту и новые открытия — Батуми и Армения.

Читать полностью »
Сияние, сугробы и тишина северных лесов: Карелия зовёт в зимнюю сказку сегодня в 2:24

Карелия готова принять 400 тысяч гостей этой зимой, увеличив турпоток на 30% благодаря новым маршрутам и уникальной атмосфере. Узнайте секреты этого популярного региона!

Читать полностью »
Водитель решил по-своему, а заплатил туроператор: чем закончилась поездка в Казахстан сегодня в 2:07

Пермские туристы отсудили у турфирмы 227 тысяч рублей после того, как водитель отказал им в туалете и нарушил условия поездки в Астану. Суд встал на сторону россиян.

Читать полностью »
Там, где время не теряют: Дубай доказал, что идеальный трафик возможен сегодня в 0:39

Дубай занял первое место в мировом рейтинге по скорости перемещения по городским дорогам с показателем в 13,7 минуты. Узнайте, как это удалось, и какие технологии способствовали такой эффективности.

Читать полностью »
Инвестиции с видом на море: россиянам откроют рынок гостиничных номеров сегодня в 0:03

Минэкономразвития и Минстрой предложили разрешить россиянам покупать номера в отелях по схеме долевого участия. Однако жить в них постоянно будет запрещено.

Читать полностью »
Раньше летали в Дубай, теперь — в Харбин: вот как Россия меняет деловую географию вчера в 23:09

Китай стал главным направлением зарубежных деловых поездок россиян. Упрощённый визовый режим и рост совместных проектов укрепили позиции Поднебесной как ключевого партнёра.

Читать полностью »