В Африке найдена химическая лаборатория первобытных людей

Люди каменного века владели элементарными химическими познаниями. Археологи нашли свидетельства того, что ещё 100 тыс. лет назад нашим предкам была известна рецептура смеси на основе охры. Открытие сделано в отложениях пещеры Бломбос на южной оконечности ЮАР. Археологи нашли две раковины морского ушка, дно которых выложено красным веществом, состоящим из охры, костей и древесного угля. Поблизости были обнаружены сырьевые ингредиенты, а также молотки и камни для измельчения компонентов смеси - целая мастерская!

Люди современного типа возникли в Африке около 200 тыс. лет назад. Когда они приобрели высшие умственные способности, пока неясно. Предыдущие находки - бусины из раковин, гравировка охрой и клеящие составы - говорят о том, что это произошло 80-70 тыс. лет назад. Новые данные, полученные с помощью оптически стимулированной люминесценции, отодвигают сакраментальную дату вглубь веков.

Это не самое раннее свидетельство использования охры человеком (оно началось по крайней мере 165 тыс. лет назад). К тому же это самое раннее свидетельство использования емкостей: оно на 40 тыс. лет древнее предыдущего. По всей видимости, люди затыкали дыхательные отверстия раковин, чтобы жидкая смесь не проливалась.

Несмотря на все намеки, назначение состава неизвестно. Быть может, он использовался для декорирования кожи, артефактов, стен пещеры или для нанесения магических знаков. Добывали охру в 20-30 км от Бломбоса путём выдалбливания плит кварцита. Затем её, вероятно, смешивали в раковинах с протёртыми и разогретыми костями и жиром животных, древесным углём и некоей жидкостью. Как предположили ученые, это мог быть клеящий состав.

Кроме этого, также известно, что популяции людей современного вида, возникшие в Африке несколько десятков тысяч лет назад, не были изолированными и не избегали общения с более архаичными видами древних людей - свидетельствуют результаты генетических исследований.
Последние данные, полученные учеными, свидетельствуют, что случаи скрещивания человека современного вида и неандертальцев имели место после того, как современные люди вышли из Африки. В геноме современного человека по наследству от неандертальцев осталось лишь несколько процентов генов. По мнению исследователей, взаимодействие с архаическими гоминидами, разошедшимися с предками людей около 700 тысяч лет назад, произошло около 35 тысяч лет назад.

Между тем как оказалось, предки наслаждались сексом гораздо дольше, на протяжении нескольких тысяч лет. Ученые недавно собрали то, что они считают секс игрушкой из фрагментов алевролита. Находке уже около 28 тыс. лет и обнаружили ее в южном городе Германии Улм. Доисторический инструмент длинной около 20 см по всем параметрам выглядит, как доисторический фаллоимитатор. К такому выводу пришли ученые на основании размера, формы и отполированной поверхности предмета. Еще более примечательным является то, что когда устройство не использовалось для сексуального удовлетворения, оно становилось удобным инструментом для удара камней при разжигания огня.

Исследователи считают, что в примитивных обществах было распространено довольно большое разнообразие сексуальных практик, включая групповой секс, трансвестизм, использование секс игрушек и связывание партнеров. Согласно археологу Тимоти Тейлору (Timothy Taylor), моногамия, например, стала широко распространяться только, когда бывшие охотники-собиратели начали обосновываться в постоянных жилищах и заниматься сельским хозяйством. К таким выводом пришли после того, как были обнаружены скелеты, переодетые в одежду противоположного пола. В любом случае, исследования показывают, что люди занимались сексом ради удовольствия также давно, как начали заводить детей.

Homo sapiens покинул свою родину на десятки тысяч лет раньше, чем считает современная наука. Так полагают Майкл Петраглиа (Michael Petraglia) и его коллеги из Оксфорда (Oxford), обосновывавшие свою гипотезу находками, совершёнными за последние несколько лет.

Как и другие виды рода Homo, человек разумный начал покорять мир, взяв старт в Африке, чему способствовали "зелёные" периоды в жизни Сахары и её реки. При этом генетические данные говорят о том, что H. sapiens начал расселяться по планете 60 тысяч лет назад.

Между тем на Аравийском полуострове и в Индии обнаружены скребки для шкур и наконечники для копий возрастом 70-80 тысяч лет. В частности, такие каменные лезвия найдены выше и ниже зольных отложений от извержения супервулкана Тоба на Суматре, чью дату - 74 тысячи лет назад - геологи определили довольно точно.

Древние инструменты сапиенсов найдены в глубине евразийского материка, что свидетельствует о движении людей по суше, но не даёт никаких оснований говорить о существовании в то время лодок. Хотя другие виды людей покинули Африку намного раньше современного человека, авторы исследования считают, что в их руки попали инструменты, принадлежавшие именно Homo sapiens. Об этом говорит сходство технологии изготовления с методом обработки инструментов сапиенсов, найдённых ранее на Чёрном континенте.