«Самодостаточные» игрушки для пассивных детей

У современных детей компьютерные игры пользуются огромной популярностью, а традиционные игрушки отходят на второй план. Детские психологи и родители выражают обеспокоенность сложившейся ситуацией...

Безусловно, не стоит умалять роли современных технологий: планшеты и прочие электронные устройства являются эффективным обучающим и развивающим средством, если пользоваться ими в разумных пределах. Но также не стоит забывать, что необходимо контролировать процесс развития и не оставлять детей наедине с гаджетами.

Почему современные дети потеряли интерес к игре и переориентировались на компьютерные технологии, выяснял информационный портал Missus.Ru.

Доктор психологических наук, профессор кафедры дошкольной педагогики и психологии Московского городского психолого-педагогического университета Елена Смирнова убеждена, что кукла все дальше уходит от образа человека - все больше появляется «человечков» с утрированными чертами, гуманоидов, существ-трансформеров, лишь отдаленно напоминающих людей.

Елена Олеговна рассказывает: «Возьмем кукол-роботов: не успеешь нажать кнопку, как они начинают двигаться и издавать звуки. То есть жить своей жизнью, в которой ребенку отведена пассивная роль. Ему остается лишь выполнять отдаленные команды и наблюдать за своей «самодостаточной» игрушкой, что делает игру в высшей степени примитивной. Взрослым кажется: чем больше «наворотов» в игрушке, тем лучше. А на самом деле детям нужны игрушки простые, открытые, в которые можно вложить свой образ. Далеко не все родители всерьез воспринимают тот факт, что игрушки способны навязывать определенный способ действий».

«Игра в традиционные игрушки предполагает активность ребенка во внешней среде, то есть человек проявляет активную позицию, пытается преобразовать. Он берет пирамидку, начинает насаживать круги и во внешней среде нечто меняется. Современные дети живут информационном обществе, в котором их активность сведена до минимума», - говорит директор Института Супружеской Психотерапии, президент фонда «Детское Здоровье», член Американской психологической ассоциации Александр Кузнецов. «У них плохо развита моторика по той причине, что то время, которое раньше тратилось на игры в игрушки, сейчас тратится на пассивное созерцание, максимум на наблюдение за монитором компьютера или взаимодействие с ним. При этом руки и ноги не двигаются, координация не развивается, в результате мы получаем серьезные нарушения психомоторного развития» - считает эксперт.

По мнению президента Международного союза общественных организаций «Конгресс по вопросам семьи, материнства и детства» Татьяны Рощиной, виноваты в этом сами родители: «Сегодня очень много электроники - это полное безобразие, и его культивируют родители. Стали очень доступны именно такие игры, которые не требуют особого терпения, не носят прикладного характера; играя в них, не нужно что-то делать руками. Можно сидеть и просто нажимать. И самое удобное - родителей это не отвлекает. Вспомните, мы в детстве лепили из пластилина, вырезали снежинки. Сейчас этого ничего нет - дети не хотят. А родители не хотят напрягаться, чтобы учить детей».

А вот известная писатель и поэт Лариса Рубальская к такой подмене относится более толерантно: «Видимо, у них (у детей) мозги перестроились на новый лад: они играют в пульты, в телефоны, во всякие джойстики, а плюшевые игрушки перестали их умилять. Им жить в мире этих предметов, а не плюшевых зайчиков. Другое дело, что у них будут другие характеры, но никуда не денешься».

В свою очередь специалисты убеждены, что воспитывать нужно, прежде всего, родителей. Они должны понимать, что такое игра, насколько она важна для развития ребенка, какими должны быть игрушки.... Ведь от этого зависит становление детской психики.