В деревнях Карелии Пасха начиналась не с куличей, а с воды. Как стало известно корреспонденту "ЭкоСевера", в ряде районов республики до сих пор сохранился обряд молчаливого сбора воды из родника на Страстной неделе. Женщины шли до рассвета — молча, с полотенцем, за "живой водой", которую хранили в красном углу дома и использовали для умывания в праздник.
Считалось, что вода, собранная на закате Великой субботы или до восхода в воскресенье, обладает особой силой: она смывает болезни, тревоги, дурные слова и "старый год". Её нельзя было брать из колодца — только из ручья, ключа или протоки. Некоторые даже поджидали, когда талая вода начнёт бежать из-под мха — такой источник считался самым чистым.
Женщины надевали чистые одежды, покрывали головы и шли молча, без разговоров и песен. Нельзя было оглядываться, смотреть по сторонам или останавливаться. Набрав воду, клали в сосуд серебряную монету, а дома ставили её перед иконой. Умывание этой водой проходило в полном молчании. Оставшуюся часть хранили до Троицы или использовали при болезнях.
Иногда "пасхальную воду" добавляли в тесто, кормили ею младенцев или поили больных. В некоторых семьях была традиция окроплять дом — от угла к углу, читая про себя "Отче наш". Считалось, что вода способна "стереть" плохое из года ушедшего и открыть дорогу свету. В тех сёлах, где хранилась память о шаманских практиках, ритуал дополнялся кедровой веткой или угольком у порога.
Сегодня на обряды очищения выезжают этнографы и туристы. В селе Важина, по словам местных жителей, традиция сохранилась с дореволюционных времён. Пожилые женщины рассказывают, как мать будила в четыре утра, чтобы сходить к роднику. "Вода тогда была сладкая, мягкая. Её хватало на весь год", — делится Анна Микшева, 82 года.
Исследователи из Петрозаводского университета подтверждают: традиции водного очищения перед Пасхой присутствовали у вепсов, ливвиков и русских старожилов Карелии. Этот ритуал — не только бытовая гигиена, но и форма духовного перерождения. Даже в XXI веке карельская вода на Пасху — не просто жидкость, а символ связи с землёй, родом и светлым началом весны.
Как говорят в Прионежье: "Вода с Пасхи — всякому телу радость, а душе — прощение".