Молодые физики создали сервис для сборщиков макулатуры

Молодой выпускник физфака МФТИ Никита Никишин и его однокурсник Алексей Хацкевич стали основателями бизнеса, объединившего приватных сборщиков макулатуры с магазинами, складами, офисами. Этот сервис работает по типу «Яндекс-такси» или «Uber».

Суть проекта

По установленным правилам магазин заключает с сервисом договор на вывоз ТБО. Один из частных водителей, увидев заказ, берет его в приложении и выполняет. При этом 25% от общей суммы сданной макулатуры сервис получает в качестве комиссии. В Москве тысячи водителей работают в сфере сбора и вывоза макулатуры. Бумагу и картон как вторсырье сдают по цене 6-8 тысяч рублей за тонну. Благодаря сервису осуществляется автоматизация и определенная легализация этого бизнеса. Через год после старта проекта его клиентами стали 30 компаний, имеющих 160 пунктов сбора, и 45 водителей.

За месяц водители «Убиратора» вывозят 250 тонн макулатуры. С июля 2018 по май 2019 года оборот сервиса возрос до 5,5 млн рублей.

Никишин, когда был студентом первого курса, уже участвовал в экологических проектах. Он реализовал проект «Чистое дело», связанный со сбором отходов из пластика и макулатуры в Долгопрудном, где находятся общежития вуза. В целом за семь лет деятельности проект привлек 2,5 млн рублей.

Два года назад у Никишина появилась новая экологическая идея - запустить акцию «Добрая школа» по сбору макулатуры в учебных заведениях. В настоящее время в проекте участвуют школы 66 городов России. Оба дела стали самоокупаемыми, но Никишин считает, что бизнес должен приносить прибыль.

Успешный старт проекту обеспечил конвертируемый заем в $100 тысяч от венчурного фонда Tealtech Capital

Взаимовыгодное дело

Благоприятному развитию такого бизнеса способствует разумное законодательство: все компании должны передавать мусор на утилизацию. Макулатуру, пластиковые изделия и стекло запрещено выбрасывать в мусорные контейнеры, правила требуют отправлять их на переработку. Кроме того, законодательство не разрешает подвергать захоронению примерно сто видов отходов. Все фирмы должны вести учет объема и типов ТБО, и передавать их на проверку.

Причем, согласно данным Высшей школы экономики, лишь 27% макулатуры от общей цифры в 12 млн тонн идут на переработку. Так как большие фирмы по сбору вторсырья не заинтересованы в переработке объема, не достигающего 300 кг. Вместе с тем, мелкие торговые точки и кафешки накапливают по 30-50 кг макулатуры в день. Они сотрудничают с частными сборщиками или раздают картон всем желающим. Однако в последние годы контролирующие органы строго следят за сдачей вторсырья в утилизацию и вынуждают владельцев магазинчиков заключать договоры с юрлицами.

По прогнозам Никишина, к 2020 году оборот компании составит 400 млн рублей. Но пока «Убиратор» убыточен, поэтому идет поиск инвесторов и новых клиентов помимо 30 фактических. Проект собирается расширить список вывозимых отходов, включив в этот перечень изделия из пластика и металла. Чтобы переманить на свою сторону крупные торговые сети, компания намерена оплачивать им мусор.

Перспективы

Никишин с оптимизмом относится к проекту. По его подсчетам, объем промышленных и бытовых отходов в нашей стране достиг $10 млрд. За пять лет сервис намерен освоить 0,7 %, что равноценно $70 млн. Но такие обороты обязательно вызовут интерес налоговых органов. В таком случае компании придется сотрудничать только с водителями, зарегистрированными как «самозанятые».

Фото: olviya.in.ua