Дискалькулия, или Почему не всем дается математика

Математика — наука сложная, однако освоить её можно. Но бывает и так, что простейшие вычисления вызывают панику и совершенно не даются. Это вполне может быть признаком дискалькулии — полной неспособности к математике.

Внимание на дискалькулию стали обращать лишь недавно — в 2001 году в Британии её признали неспособностью к обучению. Но в Международную классификацию болезней расстройство пока не включили, да и учёные и медики по-прежнему ломают копья в спорах о том, стоит ли считать дискалькулию болезнью или нет.

Как правило, расстройство является врождённым и встречается у 5-7% детей. Зачастую школьников, которые в математике плохи, журят за лень и нежелание сосредоточиться. Но вполне возможно, что у ребёнка дискалькулия, и её можно отличить от простых капризов.

При наличии дискалькулии человек не просто не может вывести тригонометрическую функцию или разобраться в тонкостях стереометрии — ему сложно проводить операции с простыми числами, отличать друг от друга геометрические фигуры и прикинуть сумму покупки в уме. Школьник может вполне успевать по всем предметам, но в математике быть полным профаном, даже при большом старании. У человека с дискалькулией возникают трудности с ориентацией в пространстве, во времени, могут быть проблемы с построением логико-грамматических конструкций.

Зачастую при данном расстройстве проявляется и феномен негативной памяти, когда человек чаще запоминает свои ошибки, чем правильные ответы. Когда же человек с дикалькулией остаётся с цифрами или задачками наедине, у него может возникнуть панический страх. Всё это ведёт к повышенной тревожности и сложностями с социальной адаптацией у людей с дикалькулией. И данное расстройство никак не лечится.

Чаще всего врождённая дискалькулия проявляется у детей, у которых родители тоже не сильны в математике. Хотя дети с таким расстройством могут родиться и в семье математиков или финансистов, так что тут не угадаешь. Но иногда неспособность к арифметике может развиться на протяжении жизни, например, из-за психологической травмы. Если насильно заставлять ребёнка учить цифры и постоянно ругать за ошибки, у него может пропасть желание изучать математику, появится неуверенность, и в дальнейшем может развиться дискалькулия.

Случается, однако, и так, что неспособность к математике появляется в результате черепно-мозговой травмы, когда воздействию подвергаются определённые участки мозга. При особенно тяжёлых травмах проявляется и акалькулия — крайняя степень дискалькулии, когда человек может даже путать написание чисел и не воспринимает их вовсе.

Определить, есть ли у вас дискалькулия, довольно просто. Например, можно посмотреть на картинку с тремя-четырьмя предметами: наш мозг в таких ситуациях обычно мгновенно понимает, сколько перед ним предметов, без пересчёта. Эта способность называется субитизацией. У людей с дискалькулией субитизации нет.

Другой способ — фингерогнозирование, когда испытуемый с закрытыми глазами должен определить, какие его пальцы задели и сколько получилось в итоге задетых пальцев. Как в случае с субитизацией, люди с дискалькулией испытают сложности при выполнении этого теста.

Что делать людям с дискалькулией, пока непонятно, так как лечения нет. Остаётся только развивать свои способности в других сферах жизни и договариваться с учителями или репетиторами, чтобы те учитывали наличие расстройства у учащегося.

Фото: belnovosti.by