Трагедия шаттла "Челленджер"

28 января 1986 года считается одним из самых трагических дней в истории мировой космонавтики. В этот день американский космический шаттл, носивший гордое название "Челленджер", взорвался на 73-ей секунде полета. На борту находились 7 астронавтов, все они погибли. Это событие шокировало людей по всему миру, а потом открылись фатальные ошибки в расчетах, которые допустило американское космическое агентство.

Тот период был очень успешным для американской космонавтки. Президент Рональд Рейган в 1985 году даже объявил о начале новой программы "Учитель в космосе". Ее суть заключалась в том, что обычный гражданин должен был полететь на орбиту и провести оттуда дистанционный урок детям всей Америки. Уже через 12 дней было объявлено имя победительницы общего конкурса, ей стала Криста Маколифф. Криста вместе с экипажем должна была отправиться в 10-ую, и как потом выяснится последнюю, миссию шаттла "Челленжер".

Вероятнее всего именно просчет конструкторов стал причиной катастрофы. После детального расследования оказалось, что уязвимой частью стали кольца, призванные уплотнить и улучшить герметизацию боковых сегментов топливных ускорителей. При старте одно из этих колец разрушилось, что привело к смешиванию жидкого водорода и жидкого кислорода, служивших топливом. Когда два этих вещества смешались произошел мощнейший взрыв. Существует предположение, что неполадка произошла еще на Земле, когда корабль только начинал набирать высоту.

Примерно через 12 минут после того как шаттл взорвался, люди увидели одинокий парашют, медленно спускающийся недалеко от места взрыва. Все надеялись, что это кабина с экипажем, но, к сожалению, на парашюте спускался один из двигателей. Сама кабина с экипажем также катапультировалась во время взрыва, но по всей видимости была разгерметизирована. Из-за этого даже те, кто находился в сознании после отсоединения от шаттла, вероятнее всего мгновенно погибли вследствие сильнейшего перепада давления.

После страшной трагедии началось расследование, определившее, что в космическом агентстве знали о возможных рисках, связанных с уплотняющим кольцом. Конструкторы НАСА считали этот риск допустимым и не стали полностью переделывать устройство топливных элементов для обеспечения большей герметичности.

Катастрофа шаттла "Челленджер" стала причиной полного пересмотра корпоративной политики космического агентства, а также создания совершенно иной конструкции соединений, обеспечивающей лучшую герметичность. Следующий полет произошел лишь спустя 32 месяца, он был совершен на шаттле Endeavour.

Фото: tecmundo.com.br