Качество звука акустической гитары не зависит от древесины

 

Бразильский палисандр со времен Ренессанса считался лучшим материалом для изготовления струнных и щипковых музыкальных инструментов.

В наши дни это условие мастерам соблюдать все сложнее, поскольку производство стало массовым, а бразильский палисандр, как и целый ряд других ценных видов деревьев, оказался на грани вымирания. Даже если нет прямого запрета на заготовку редких пород, цена на них "кусается" и заставляет производителей искать другие, не менее качественные, материалы. К росту цен оказался не готов и рядовой потребитель.

Исследователи из Ланкастерского университета озадачились вопросом всерьез. Полученные ими результаты позволяют утверждать, что профессионал сумеет извлечь качественный звук из любой гитары, а отличить одну гитару от другой на слух не под силу тем же профессионалам.

Какие части гитары требуют особых пород деревьев

Мастера и музыканты обращают внимание не только на породу деревьев, из которых изготовлены отдельные части инструмента. Не менее важно, чтобы это было цельное дерево, а не сборный "ламинат".

Из ценных пород обычно изготавливают заднюю и боковые части гитары (нижняя дека и обечайка); считается, именно так материал влияет на качество извлекаемого звука в наибольшей степени.

Какие породы деревьев можно использовать

Нужные части для одинаковых гитар эксперимента заказали из нескольких пород деревьев, включая бразильский палисандр. За пальму первенства с ним спорили индийский палисандр, сапеле, южноамериканское красное дерево (махагони), крупнолистный клен, орех Гиндса.

По мнению мастеров, получившиеся в итоге шесть гитар мало различались по звуковым свойствам. Однако жесткость материала оказалась разной: наименьшая у ореха Гиндса, самая большая у бразильского палисандра.

Как проводилось исследование

К участию в эксперименте пригласили профессионалов (52 человека), играющих на акустической гитаре. Чтобы те не могли опытным глазом оценить материал инструмента, знакомиться с гитарой, а затем играть на ней, им было предложено в темноте.

Оценку звучания проводили те же музыканты: качество каждого инструмента и то, насколько удобно на нем играть.

Дополнительно пригласили других гитаристов (31 человек), и те получили возможность прослушать мелодии. Им предложили найти различия между шестью инструментами.

Что показал эксперимент

По оценкам двух независимых групп музыкантов, на звучании инструмента материал практически не сказался.

Чуть ниже на общем ровном фоне оценили клен и орех, но ученые считают различия несущественными и предлагают мастерам шире использовать разные породы деревьев.

Так можно не только существенно снизить цену инструментов, но и сберечь исчезающие виды деревьев.

Фото: guitarplanet. eu