Как помочь птицам и самолетам избежать встречи

Столкновение воздушных судов с птицами — одна из причин аварийных ситуаций и авиакатастроф; это может произойти при взлете и посадке, а также при полете на высоте менее ста метров.

Для пернатых исход всегда трагичен, а для самолета и находящихся в нем людей он зависит от веса и породы птицы, места касания, скорости движения. Если это 700 км в час, сила удара равнозначна попаданию снаряда. Особой опасности подвергаются высокоскоростные военные машины: по данным открытой американской статистики так ВВС страны потеряли 27 самолетов и 36 пилотов.

Можно ли предупредить такие ситуации?

В штате крупных международных аэропортов состоят орнитологи, а в самой науке о птицах существует направление "авиационная орнитология".

В задачи специалистов входит изучение ежедневных и миграционных птичьих потоков вблизи аэропортов: отслеживание отдельных видов, мест их расселения, траекторий движения, времени и масштаба сезонных перелетов.

Вместе с другими службами орнитологи занимаются профилактической работой, предупреждая гнездование птиц в непосредственной близости от взлетно-посадочных полос. Регулярно обследуется близлежащая территория, выкашивается трава, вырубается кустарник, устраняются места скопления бытовых отходов, поскольку те привлекают птиц возможностью найти еду.

Можно ли влиять на поведение птиц?

На авиабазах к ежедневному обходу подключают обученных собак, и тогда эффективность патрулирования возрастает. Одному из американских военных аэродромов (штат Делавэр) четвероногие сотрудники помогли вдвое сократить затраты на ремонт пострадавшей техники: собаки выслеживают и отпугивают птиц, приучают их облетать место стороной.

Еще более успешны пернатые помощники: прошедшие специальную подготовку соколы, орлы, ястребы. Это воздушный патруль: другие птицы, завидев в небе хищника, стараются держаться подальше.

Ловчие ястребы и соколы состоят в штате московских "Домодедово" и "Внуково", в аэропортах Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода. Таких помощников можно увидеть в Нью-Йорке и Антверпене, а воздушную гавань Амстердама патрулирует дрон в виде хищной птицы.

Как огромного врага пернатые воспринимают и сам летящий самолет, если на вентиляторах его двигателей нарисованы особые белые метки в виде "запятой". Так возникает оптический эффект мигающих живых глаз, и он отпугивает встречных птиц.

Есть ли в арсенале технические устройства?

Большая часть техники также эксплуатирует естественные птичьи страхи. Это могут быть акустические приборы, воспроизводящие крики хищников, световые и лазерные установки, создающие эффект мелькания.

Высокоэффективны газовые звуковые пушки. Они имеют дистанционное управление и с определенной периодичностью издают устрашающие хлопки: микровзрывы громкостью до 150 дБ, похожие на выстрел из огнестрельного оружия.

За неимением оборудования, ряд аэродромов использует пиротехнику или предлагает свободным от полетов летчикам патрулировать территорию с дробовиками в руках, как это делали военные на базе Эллсуорт (США), пока им не поставили 24 звуковые пропановые пушки.

Разнообразие способов борьбы с пернатыми в местах взлетно-посадочных полос говорит об одном: стопроцентного успеха не дает ни одно из средств. Необходимо сочетать подходы, чтобы не только защитить жизнь пилотов и пассажиров, обеспечить сохранность техники, но и максимально обезопасить самих птиц.

Фото:perito-burrito.com