Эпоха пластика: вместе с морепродуктами мы употребляем пластик

В прошлом году наши глаза были открыты еще одной большой проблеме — насыщение пластиком нашей окружающей среды, и в частности водных пространств. Океаны буквально кишат пластиковым мусором, а водные обитатели начинают его поглощать, в результате чего не просто страдают, но и большое количество живых существ погибает.

Можем ли мы попасть под угрозу употребления пластика вместе с морепродуктами, и как можем способствовать решению данной проблемы? 

Он возвращается, чтобы преследовать нас

Если пластик загрязняет пищевые сети в водной среде, попадают ли они и в нашу пищу? Нет никаких сомнений, что, когда вы едите миску мидии "Маринара", вы можете употреблять мельчайшие частицы пластика, которые собирают мидии, фильтруя морскую воду. В рамках недавнего исследования в мидиях, которые лежат на полках в супермаркетах, был найден пластик, а также было подтверждено его нахождение на всем британском побережье. Вопрос в том, не несет ли с собой вред употребление этих продуктов? Помимо самого пластика, есть еще химикаты, которыми он покрыт. Химические вещества, такие как фталаты и бисфенол А, добавляются в пластик, чтобы сделать его более гибким, прозрачным и долговечным, а когда эти химикаты выщелачиваются, они, как известно, разрушают гормоны у позвоночных.

До сих пор не было обнаружено никаких серьезных медицинских ужасающих данных, и не так легко доказать связь между проблемами со здоровьем и пластиком, вторгающимся в наш рацион. "Если бы вдруг было обнаружено, что пластиковые частицы, в каком-то виде, форме или объеме, имели тот же эффект, что и асбест, это, конечно, ускорило бы процесс изменения", — говорит Ричард Томпсон, профессор Плимутского университета, специализирующийся на морской биологии. "В данный момент мы этого не знаем".

Профессор обеспокоен тем, что в случае, если мы будем ждать, пока полностью не поймем, какой вред наносит пластик в океане всей экологии и человечеству, то лица, принимающие решения, могут сфокусироваться на таких разрешениях проблемы, которые выглядят заманчиво, но могут в конечном итоге вызвать еще больше проблем. "Очень важно, чтобы мы принимали правильные решения сейчас, а не переходили к рефлекторным реакциям". Он говорит о сфокусированном внимании на запрете пластиковых соломинок для питья как об ошибочных стараниях. "Здорово поощрять людей, чтобы они обходились без них, но само по себе это не решит проблему, и некоторые будут утверждать, что это лишь немного отвлекает от сущности проблемы" — говорит он.

Томпсон убежден, что ключом к поиску правильных способов решения загрязнения пластиком будет создание команды специалистов из разных областей знаний. Это будут не только экологи и токсикологи, изучающие воздействие пластика, но и ученые-материалисты, работающие над тем, чтобы облегчить их повторное использование и переработку, и психологи, которые понимают, что способствует изменению привычек людей. "Нам нужно изменить наши отношения с пластиком", — говорит он.

Ричард Томпсон смотрит на вещи позитивно и считает, что мы достигли решающего этапа. "Вещи никогда не были настолько нацелены на решение данной проблемы, как сейчас", — говорит он. Профессор отмечает, что не только общественность осознает и требует изменений, но и политики готовы реагировать на эти требования, как и лидеры отрасли, либо потому, что они видят финансовую угрозу, если они не будут действовать, либо потому, что они видят новые возможности, если они будут действовать.

Нет никаких сомнений в том, что общественность участвует в дебатах по поводу пластика больше, чем насчет любых других современных экологических угроз. "Люди могут видеть этот морской мусор, и идентифицировать себя с ним", — говорит Томпсон. Конечно, есть и другие, менее заметные проблемы, такие как изменение климата, но он утверждает, что решение проблемы с пластиком может стать хорошим примером того, как можно все исправить. Он сравнивает океанический пластик с проблемой хлорфторуглеродов и озонового слоя 30 лет назад. "Это экологическая проблема. Я думаю, ее мы можем решить", — отвечает профессор.

Фото: sciencefocus.com