Автоматизация: армагеддон для рынка труда или его подъем

 

В августе розничная сеть "Marks & Spencer" объявила, что вводит чат-ботов на основе искусственного интеллекта для обработки клиентских звонков в своих 640 магазинов в Великобритании и 13 call-центров. Сеть "M&S" использует в комплексе программное обеспечение "Twilio" для распознавания голоса и "Dialogflow", искусственный интеллект, разработанный корпорацией "Google". Фактически он не будет иметь дело с запросом клиента; скорее, он просто будет перенаправлять их в соответствующий магазин или отдел (так же, как делают это и многие существующие автоматические коммутаторы без искусственного интеллекта — ИИ). Однако новость, тем не менее, была встречена с ужасом теми, кто предсказывает "апокалипсис на рабочих местах", вызванный широким внедрением ИИ.

Хотя искусственный интеллект, несомненно, имеет много преимуществ — спросите любого ученого о преимуществах возможности анализировать огромные наборы данных в тысячи раз быстрее, чем мог бы сделать человек, — многие люди обеспокоены тем, что ИИ (или, точнее, автоматизация с использованием объединенных искусственного интеллекта и робототехники) может означать конец их возможности работать. И в зависимости от того, какую работу они выполняют, у них вполне есть смысл для беспокойств.

Урок из прошлого

Если мы посмотрим на историю развития технологий, сможем увидеть много примеров, когда машины заменяли людей — начало промышленной революции привело к тому, что ткачество как надомная промышленность пришло быстро в упадок. Совсем недавно внедрение робототехники привело к тому, что миллионы рабочих мест на заводах просто исчезли.

Теперь, благодаря искусственному интеллекту, любой, чья работа в основном заключается в следовании шаблонному комплексу процедур и принятии рутинных решений — от работников call-центра и операторов видеонаблюдения до юристов по недвижимости и банковских служащих, судебных репортеров и рентгенологов — может вскоре обнаружить, что компьютер в силах сделать это лучше, быстрее и дешевле, чем это делают люди. Бывший чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров, которого первоклассно обыграл компьютер в 1997 году, назвал это "ценой прогресса", заявив на таком событии, как Tableau Conference Europe: "Мы уже теряли рабочие места в пользу машин — единственная разница теперь в том, что люди, которые находятся в зоне риска, имеют высшее образование и аккаунты в Twitter".

Это плохие новости — но есть и основания для оптимистичного настроя. Во-первых, многие эксперты предполагают, что искусственный интеллект будет "измельчать" рабочие места, а не способствовать их исчезновению, и, во-вторых, число рабочих мест, создаваемых новыми технологиями, также должно учитываться при рассмотрении их влияния на занятость людей.

Что означает "измельчение" рабочих мест? Возьмите случай с рентгенологом: компьютер может проверять компьютерную томографию на наличие аномалий, которые могут указывать на рак, но маловероятно, что какая-либо больница разрешит запуск программы лечения без человеческого надзора. На самом деле очень немногие рабочие места являются полностью рутинным делом — большинство требуют определенной степени участия человека. Поэтому вполне может быть, что искусственный интеллект заменит некоторые задачи, а не рабочие места — освобождая работников от рутинных, повторяющихся действий в их работе, чтобы они могли сосредоточиться на "человеческих" элементах, таких как отношения с клиентами.

Фото: elec. ru