Сущность межполушарной ассиметрии

  

Бедный мозг! Человеку мало иметь свой, так он еще в чужих копается. Хотя подчас это приводит к открытиям.

На пути к открытию

Первыми двумя учеными фигурами на поприще исследования феномена повестки дня выступили французы. Сперва Марк Дакс выступил с докладом, в котором подвел итог трудоемкой череде испытаний с 40 больными. Итог принял облик выявления взаимосвязи следующего характера: потеря речи идет рука об руку с параличом правых конечностей, что является признаком повреждения правого полушария. К несчастью, доклад Дакса опубликовали только в 1866, т. е. спустя 30 лет после его выступления. Посмертно. Поэтому волею случая сорвать поток оваций было суждено Полю Брока. В 1861 году к ученому в клинику попало 2 больных. У одного были парализованы правые конечности. Способность к речи отсутствовала. У второго речевая функция ограничивалась 5 словами. После смерти пациентов Брока провел вскрытие их тел. В результате у обоих субъектов было выявлено поражение правого полушарие мозга. Связь была официально установлена, а именем ученого была названа первая речевая область. Вторую речевую область выявил немецкий психиатр Карл Вернике. Она также расположена в правом полушарии и отвечает, главным образом, за понимание устной и письменной речи. 

Научному прогрессу потребовалось немало времени, прежде чем позволить человеку копнуть глубже изведанной отметки. В 1950 -х были разработано и успешно применено 2 метода: каллоэктомия и односторонняя электросудорожная терапия. Первый метод представляет собой операцию по рассечению мозолистого тела. Впервые проведен в Америке. Родоначальником второго метода является Институт эволюционной физиологии и биохимии им. Сеченова. Метод основан на воздействии электрического тока на избранное полушарие. В результате воздействия работоспособность этого полушария временно подавляется. Перечисленные методы позволили окончательно разобраться в зонах ответственности каждого из двух полушарий.

100% Левизны/правизны

Если временно отключить правое полушарие, то человек сохранит способность разговаривать и воспринимать чужую речь. Запас знаний также никуда не исчезнет. Скорость речи, количество и качество словарного запаса, детализация, способность к запоминанию/воспроизведению речи, инициатива в разговоре, - по сравнению с "нормой" в этих параметрах наблюдается значительный рост.

Вместе с тем, порог распознавания звуков речи снижен, т. е. такой человек может хорошо слышать и понимать шепот. Способность в применении и ориентировки в интонационном компоненте речи сильно нарушается: речь у такого человека становится невыразительной и монотонной, а характер интонации собеседника он уловить не в состоянии. Это распространяется и на способность определить пол собеседника по звучанию речи. Собственно, воспринимать различные звуки становится для человека проблемой. Он будто слышит их впервые и не понимает, что является их источником. Запоминать и воспроизводить мелодии у него тоже не получается. Трудности он также испытывает и с запоминанием образов и фигур.

У левополушарного человека все с точностью наоборот. Зеркальная противоположность описанного абзацем выше типажа.  Он немногословен, пассивен в разговоре. Память на абстрактные понятия и редко когда используемые слова слаба и глуха. Речь воспринимает с трудом, поэтому изъясняться с ним следует короткими и простыми фразами. Соответственно, точно также дело обстоит и с порогом обнаружения звуков речи, распознаванием, запоминанием и воспроизведением звуков и образов.

Фото: ejaaba.com