Чистый ли воздух в наших городах? Где лучше не дышать

 

Хотя многие люди предпочитают жить в крупном городе, в котором кипит жизнь, все же все понимают, что жизнь в мегаполисах сопряжена с определенными неудобствами. В первую очередь, помимо шума и бешеного ритма города, стоит задуматься о загрязнении окружающей среды. Постоянные пробки, крупные производства на окраинах промышленных зон - все это меняет городской ландшафт не в лучшую сторону. Активисты Greenpeace провели исследование в крупных городах России и определили, в каких из них дышится лучше.

В объектив исследователей попали 8 «городов-миллионников»: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Казань, Воронеж, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород и Самара. В этих городах 200 активистов провели измерения качества воздуха. Исследование проводили методом диффузной Трубки Палмса - эти приборы сравнительно дешевые и легки в использовании, поэтому идеально подошли для эксперимента. Трубки были оставлены на измерительных контрольных точках на пару-тройку недель. За это время абсорбирующее вещество в трубке впитывало все загрязняющие вещества, содержание которых затем должно было быть измерено в лабораторных стенах.

Основным предметом интереса в этом исследовании Greenpeace стал диоксид азота - газ, виновниками эмиссий которого в основном являются транспортные заторы. Измерять его концентрацию имеет смысл в крупных городах, где плотность автотранспорта значительно выше. По концентрации этого токсичного газа можно в целом судить об экологической обстановке в городе.

Сотни волонтеров откликнулись на призыв поучаствовать в проекте. Из пятисот трубок до лаборатории добралось чуть более трехсот: анализ данных показал, что концентрация токсичного газа в первую очередь зависит от расположения относительно основных источников загрязнения - крупных транспортных узлов. Результаты оказались очень репрезентативны: места, где находиться подолгу вредно для здоровья были обнаружены как в Москве, так и в менее крупных городах.

В Московском регионе максимальное содержание диоксида азота (от 70 до 110 мкг/куб. м) были обнаружены на пересечении Бакинской улицы и Кавказского бульвара, а также на улице Нижняя Масловка. В Санкт-Петербурге самым опасным участком оказался район Большого Сампсониевского проспекта, где концентрация достигала 57 мкг/куб. м при пороговом значении в 40 мкг/куб. м. Максимальные показатели в менее крупных городах ничуть не ниже: Воронеж - 63 мкг/куб. м (Московский проспект), Екатеринбург - 42 мкг/куб. м (улица Московская), Казань - 56 мкг/куб. м (Мамадышский тракт), Нижний Новгород - 47 мкг/куб. м (Московское шоссе), Ростов-на-Дону - 40 мкг/куб. м (переулок Островского), Самара - 40 мкг/куб. м (улица Авроры).

Теперь Greenpeace настроен очень серьезно: благодаря участию активистов появились данные, которые в дальнейшем моно использовать для убеждения властей российских городов-миллионников касательно принятия мер по снижению негативного воздействия автотранспорта. Руководители проекта планируют выслать результаты администрациям городов, принявших участие в исследовании, также приложив к ним сопроводительные рекомендации. Greenpeace отмечает, что сейчас крайне важно развития доступности данных о загрязнении воздуха для простых жителей: для этого необходимо, чтобы Роспотребнадзор регулярно публиковал в свободном доступе актуальные данные о загрязнении воздуха в крупных городах. Также организация планирует вынести вопрос о свободном доступе граждан к данным по качеству воздуха на международный уровень: Всемирная Организация Здравоохранения рассмотрит полученные результаты на конференции, где будет обсуждаться проблема загрязнения атмосферного воздуха во всем мире.

Фото: 1litso.ru