Лечить надо, когда болит, а не когда умерло

Резкое повышение температуры породило не только проблему повышенной пожароопасности. От зимней спячки проснулся и жук-короед. Ущерб от типографа, по оценкам лесопатологов, в разы превышает тот, что нанесли пожары 2010 года.

Общая площадь лесов в Московской области составляет около 2,1 миллиона гектаров. В конце прошлого года правительство области сообщило, что жук-типограф в регионе поразил 43 тыс. гектаров леса, но сейчас в областном Комитете лесного хозяйства говорят, что площадь заражения может вырасти до 60 тыс. га.

Возникает вопрос: откуда взялась эта напасть и почему именно в Подмосковье этот вредитель почувствовал себя так вольготно? Вспышки короеда обычно следуют после засушливого периода. Подмосковье жук специально не выбирал. Ему везде хорошо, где есть пропитание. Как у любого биологического вида, его цель - это выживание, развитие популяции. После засухи 2010 года ельники в Подмосковье были ослаблены, и короеду-типографу было проще их заселить и размножаться. Погодные условия способствовали его массовому распространению в регионе».

Поспособствовала не только аномальная жара, но и варварское отношение человека к природе. На примере Подмосковья это особенно хорошо видно. Типограф концентрируется главным образом на лесосеках, в местах гарей, ветровала и бурелома, т.е. там, где имеются стоящие ослабленные или сваленные средневозрастные и старые деревья. А по оценкам специалистов, подмосковные леса на четверть именно такие - спелые и перестойные.

Не обошел стороной жук даже элитные коттеджные поселки на Рублевке и Новой Риге. Более того, покусился на резиденцию президента.

Московская область пострадала сильнее остальных регионов еще и потому, что, во-первых, здесь антропогенная нагрузка на леса в разы выше, чем где бы то ни было в стране. Во-вторых, у подмосковного леса до прошлого года не было даже хозяина.

По прогнозам, типограф может поразить в этом году до 60 000 га подмосковных лесов. В молодых ельниках короед не развивается - слишком тоненький луб. Подвержены средневозрастные, спелые, приспевающие леса. Частично может нападать на сосну.

Подмосковные леса катастрофически захламлены: помимо естественной захламленности, валежника и сухостоя, там еще и немереное количество стихийных свалок. А короеду, как истинному вредителю, любой бардак по вкусу. Говорить о результатах борьбы подмосковных лесников с жуком еще рано. Хотя некоторые эксперты уверены, что если правительство осознает важность проблемы и будет регулярно отчислять на борьбу с ним средства, то победить пандемию типографа можно к 2016 году.

Один из самых распространенных способов борьбы с популяцией жука - санация зараженных участков, иными словами, санитарные рубки. Уже выявились слабые звенья, которые тормозят работу лесного хозяйства. И самая главная проблема - несовершенное законодательство.

Например, чтобы провести какое-то санитарно-оздоровительное мероприятие в лесу, нужно объявить тендер. Пока он проходит, бороться уже не с кем. Жук все съел и улетел. Болезнь пошла дальше. Стадия развития жука от яйца до взрослой особи - 70 дней. За эти два месяца его надо обнаружить, оценить ситуацию, вырубить заселенные вредителями деревья и вывезти их из леса. Но конкурсы идут два, а то и три месяца, так что лесники уже приходят убирать «трупы» деревьев, а самого жука там нет. Лечить надо, когда болит, а не когда умерло. Основной метод предупреждения распространения насекомых - вредителей леса - это профилактика. Однако говорить об оперативности санитарно-оздоровительных мероприятий пока что не приходится. Сроки санитарных вырубок должны отвечать главному требованию: как можно быстрее привести в порядок лесной участок. Во главе угла должно стоять здоровье леса, а не заготовка и продажа древесины. Тем более что при санитарных рубках заготавливается древесина худшего качества, и стоимость ее практически нулевая. Но сейчас все наоборот: сроки всех санитарно-оздоровительных мероприятий привязаны к кубометрам древесины.

Санитарные рубки не единственный способ борьбы с жуком-типографом. Все способы должны применяться комплексно.- Должна присутствовать и выкладка ловчих деревьев, и отлов жуков феромонными ловушками, и выборка свежезаселенных деревьев. Деревья искусственно готовят для заселения короедом-типографом. Cтволы прикрывают лапником, а чтобы он лучше пах, на деревья прикрепляют специальные контейнеры с феромоном. Это создает такую концентрацию запаха, что весь короед сюда соберется. Но чтобы, допустим, спасти тысячу гектаров, придется пожертвовать сотней-другой деревьев, причем их нужно вырубить в два этапа.

В конце сентября 2012-го Подмосковью было выделено порядка миллиарда рублей на ликвидацию последствий пандемии короеда-типографа. Деньги запланированы на ликвидацию вспышки размножения жука-типографа, а также на проведение мероприятий, направленных на снижение его численности. В процессе комплексной борьбы будет проведено свыше 800 санитарных рубок общей площадью 7800 га, начнется применение феромонных ловушек и ловчих деревьев. К сожалению, в Московской области нельзя применять химические средства из-за высокой плотности населения, поэтому придется применять дорогостоящий ручной и механизированный труд, а также опираться на биологические средства борьбы с короедом-типографом, которые стоят зачастую дороже лесосечных работ.