Около 60% городского населения испытывают воздействие высокого и очень высокого уровня загрязнения воздуха…

По официальной информации, около 60% городского населения испытывают воздействие высокого и очень высокого уровня загрязнения воздуха. В некоторых из них - например, в Чувашии, Астраханской, Новосибирской, Омской, Оренбургской областях - более 75% городского населения подвержены такому воздействию, а в Санкт-Петербурге и Москве - 100%. Эти регионы наиболее остро нуждаются в инвестициях в сферу охраны окружающей среды.

95% загрязнения осуществляют примерно 2% предприятий, поэтому по отношению к таким предприятиям предлагается усилить меры государственного регулирования.

 

В законопроекте «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», то есть на ближайшие три года, на охрану окружающей среды из федерального бюджета выделяется 0,2% его расходной части. Это весьма скромная цифра, особенно если учесть, что 50% доходной части федерального бюджета формируется за счет добычи углеводородного сырья. А эти предприятия, как известно, являются основными загрязнителями водных объектов, воздуха и почв.

Давно пора наводить порядок и в сфере обращения с отходами. На сегодняшний день на территории страны имеется 243 мусороперерабатывающих комплекса, 50 мусоросортировочных комплексов и 10 мусоросжигающих заводов. По данным Росприроднадзора, ежегодно образуется около семи миллиардов тонн промышленных и бытовых отходов. Мощности мусороперерабатывающего комплекса не позволяют справляться с объемами таких отходов.

Московская область столкнулась с проблемой, когда мест для захоронения почти не осталось, подмосковные леса завалены мусором и ежедневно сотни мусоровозов вывозят из Москвы в область сотни тонн отходов.

Еще одна актуальная проблема на сегодняшний день - снижение энергопотребления жилых домов. На обогрев домов тратится до 40% всех энергоресурсов страны, а в атмосферу в результате выбрасывается огромное количество углекислого газа, что приводит к развитию парникового эффекта.

Российские дома обладают очень низкой энергоэффективностью, потери энергии составляют более 40% от всего уровня потребления энергии. По данным Госстроя, в России расход теплоэнергии (отопление, горячая вода) составляет 74 кг условного топлива на квадратный метр в год, что в несколько раз выше, чем в Европе. Многие компании продолжают инвестировать средства в строительство зданий с низким уровнем энергосбережения, экономя на затратах на энергоэффективное строительство.

Особую обеспокоенность вызывает загрязнение морской среды. Основной потенциальный загрязнитель морской среды это суда, осуществляющие транспортировку нефти и нефтепродуктов. Возможные аварии при транспортировке могут нанести невосполнимый вред биологическим ресурсам, причинить огромный экономический ущерб государству, рыболовецким компаниям и населению.

Меры по очистке территорий от загрязнения - это всего лишь следствие, а устранять необходимо именно причину. Сейчас Комитет по природным ресурсам, природопользованию и экологии Государственной думы РФ разрабатывает проект закона

«О внесении изменений в федеральные законы «О континентальном шельфе Российской Федерации» и «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», непосредственно связанного с совершенствованием вопросов защиты морской среды от загрязнения нефтью.

Законопроект преследует две цели. Первая - проведение работ, связанных с эксплуатацией и использованием искусственных островов, сооружений и установок, подводных трубопроводов, буровых работ в целях осуществления регионального геологического изучения, геологического изучения, разведки и добычи, а также подготовки, переработки, транспортировки и хранения нефти на континентальном шельфе.

Осуществление их должно стать возможным только при наличии плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и положительного заключения государственной экологической экспертизы - документации, обосновывающей планируемую деятельность и предусматривающей разработку и реализацию мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти в морской среде, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду.

Вторая цель - полная финансовая ответственность за осуществляемую деятельность, в том числе, необходимость иметь до начала деятельности подтверждение финансового обеспечения выполнения мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти в морской среде.