Ждать ли москвичам летнего смога или как обстоят дела с торфяниками?

Одна из мировых столиц - Пекин сейчас буквально задыхается от смога. Содержание вредных веществ в атмосфере специалистами оценивается «как очень вредное» для здоровья. Очевидцы-россияне говорят, что воздух в столице Поднебесной примерно такой же как в Москве во время торфяных пожаров. Экологическое бедствие, которое ныне переживают миллионы китайцев, заставляет задуматься: а готово ли Подмосковье к очередной серии летних торфяных пожаров? Не повторится ли катастрофическая ситуация июля-августа в 2010 года вновь? Ведь, как известно, о таких вещах специальным службам нужно думать заранее.

 «Природные пожары у нас круглый год: они в разных категориях, в разных масштабах, - рассказывает «Экологии Севера» заместитель начальника Управления информации МЧС России Елена Смирных. - После 2010 года у нас была пересмотрена система переоснащения, созданы специальные технологии пожаротушения, как глубокоствольное тушение, это когда специальный ствол углубляется в торфяник и в нем методом распыления идет наполнение массы жидкостью. То есть чтобы дальше торфяник не разгорался. Это специальная технология пожаротушения. Она внедрялась непосредственно и в 2010 году, но это уже на последнем этапе, когда мы массового боролись с природными пожарами. И применяется полноценно сейчас и все последующие годы».

Говоря о пожарах в Сибири, Елена Смирных отмечает, что - это больше верховые пожары, не торфяные. И там полноценно применяется авиация МЧС России. «Когда пожар комбинированный и торфяной, и лесной, тогда применяются комбинированные технологии. То есть это и наземные группы, и авиация, и специальные технологии пожаротушения», - рассказывает замначальника Управления информации МЧС России.

«То, что касается воздуха после торфяных пожаров, естественно, самым неприятным в этом плане для людей является торфяной. Он сопровождается едким запахом, дымом и гарью. Но в любом случае все технологии, которые сейчас используются, они позволяют в кратчайшие сроки ликвидировать очаг пожара, дабы не допустить повторения ситуации лета 2010 года. И силы МЧС России готовы в любом случае к ликвидации таких ЧС», - успокаивает Елена Смирных.

Между тем руководитель противопожарного проекта «Гринпис России» Григорий Куксин считает, что от повторения ситуации лета 2010 года мы не застрахованы. «К сожалению, практически неготовы, - отмечает «гринписовец» в интервью «Экологии Севера». - Готовность в целом не выше, а может, даже и ниже по каким-то вопросам, чем она была в 2010 году».

По его мнению, пожары 2010 года анализировалась очень некачественно и необъективно. «В качестве основных причин той ситуации, которая была, называлась аномальная жара, погодные условия, вызвавшие такие последствия. Это неправда, - утверждает Григорий Куксин, и объясняет, почему: «Во-первых, количество пожаров было не такое уж запредельное с точки зрения статистики. Просто пришлись они на Центральную Россию».

Основную причину катастрофы он видит прежде всего в ряде ошибок, которые были допущены органами власти. «В первую очередь, это реформирование лесного хозяйства и пожарной охраны, которое привело к их теперешнему состоянию и тотальное постоянное стремление искажать, занижать информацию о пожарах, прятать пожары на той стадии, когда их можно было потушить», - поясняет эколог, напоминая, что 2010 год начинался как любой другой год с весенних пожаров, полос сухой травы, от которой загорелись торфяники еще в мае месяце. «В июне площадь пожаров была такая, что их надо было тушить всеми имеющимися силами с введением режима чрезвычайной ситуации, - уверен Григорий Куксин. - Вместо этого во всех сводках во всех официальных данных значилось, что пожаров нет или что они не выходят за средние многолетние значения. Поэтому государственная реакция была с очень большим запозданием больше, чем на месяц»

Что в итоге, по его словам, привело к катастрофическим последствиям. «Искажение информации, занижение площадей пожаров - в результате опаздывание с реагированием, гибель людей непосредственно на пожарах и колоссальные потери населения из-за задымления. Даже по оценкам Росстата не менее чем на 55 тысяч человек увечилась смертность из-за задымления в Центральной России», - отмечает представитель «Гринписа».

«И повторяться это неизбежно будет. Потому что все (негативные) тенденции сохранились и, к сожалению, все эти ошибки не признаны», - констатирует эколог, отмечая, что многое будет зависеть от того, как пройдет весна. «Если гореть будет сильно, если траву будут жечь много, то скорей всего опять войдем с горящими торфяниками, с горящими лесами и, скорей всего, ситуацию не удержим», - признает Григорий Куксин.

Российский певец, шоумен и актёр Сергей Крылов также не уверен в том, что москвичам больше не грозит летний смог от лесных пожаров, хотя и признает, что ведомство, которое возглавлял Сергей Шойгу, отличается крайней дисциплинированностью. «Они отчитываются о сделанных делах, они анализируют ситуацию, по крайней мере, у меня такое ощущение, как у человека который смотри на деятельность МЧС, - отмечает актер в интервью «Экологии Севера». - Поэтому я думаю, эта ситуация более удачная для всех остальных, потому что у нас такая тенденция в стране - мы начинаем делать что-нибудь, после того, как что-нибудь уже случилось».

Однако он обращает внимание, что аналогичный природный катаклизм может случиться не в этом году, а, к примеру, в 2015 годах или позже. «Мы не застрахованы ни от бури, ни от наводнения, ни от засухи», - отмечает артист, подчеркивая, что в плане борьбы с природными катаклизмами крайне полезны добровольческие настроения.

Справедливости ради нужно сказать, что после ЧП лета 2010 года вопросы противопожарной безопасности в Подмосковье решались на сам высоком правительственном уровне. Видимо, поэтому к обводнению торфяников отнеслись самым серьезным образом. Уже в 2011 году площадь обводненных торфяников Подмосковья составила порядка 30 тысяч гектаров.

Впрочем, надо признать и то, что в минувшем году обошлось без сильных лесных и торфяных пожаров и москвичи не страдали от удушающего смога, заслуга отнюдь не МЧС или занимающихся обводнением лесников. Просто не было такой экстремальной жары, от которой центральные регионы страдали в 2010 году. И кто знает, если температура вновь побьет все мыслимые рекорды, не придется ли добровольцам помогать пожарным и МЧС бороться с разбушевавшейся стихией, а горожанам опять задыхаться от смога?