Комментарий дня

Большое будущее Крайнего Севера

Регионам крайнего севера предрекают большое будущее. Их ресурсы могут определить развитие мировой энергетики на длительный срок.

Норвежская statoil, основываясь на данных об уже открытых нефтегазовых месторождениях в Баренцевом море, а также на оценке того, что предполагается найти в ближайшие годы, полагает, что промышленное развитие северных регионов Норвегии и России станет важным фактором для удовлетворения растущих потребностей в энергии.

ЭКОЛОГИЯ

Нефть и газ из этой части света будут поставляться на рынки трубопроводным транспортом, а также танкерами. Сейчас Statoil готовится к освоению месторождения Сновит (норв. "Белоснежка"), расположенного на шельфе Баренцева моря. Компания строит первый в Европе и самый северный в мире завод по сжижению газа. Этот проект позволит Statoil "открыть двери" в северные регионы, и компания считает, что накопленный при его реализации опыт будет иметь большое значение для их дальнейшего развития.

Северные регионы богаты не только энергоносителями (25 % сохранившихся в мире залежей нефти и газа находятся именно в этой части света), но и морскими биоресурсами, прежде всего рыбой. В современном мире, в условиях когда экосистема испытывает чрезмерные нагрузки, богатые природные ресурсы северных регионов приобретают все большую ценность. Поэтому важно найти баланс между необходимостью освоения энергоресурсов и сохранения экосистемы.

Регион Баренцева моря исторически связан с рыболовной промышленностью. В ближайшие годы он станет и крупным поставщиком энергоносителей. Главная задача, стоящая перед нефтедобытчиками, - обеспечить сосуществование нефтяной и рыбной отраслей таким образом, чтобы жизнь в море не подвергалась никаким угрозам.

"Когда возникают конфликты между экономикой и прогрессом, с одной стороны, и людьми и окружающей средой - с другой, приоритет должен отдаваться людям и окружающей среде" , - говорит директор по вопросам охраны окружающей среды Statoil Тур Фьяран. Действуя на Норвежском континентальном шельфе, Statoil стремится исключить сбросы вредных веществ в море. Такая политика проводится во всех регионах, где работает компания. Важнейшими источниками сбросов вредных веществ являются попутно добываемая вода, буровой шлам и буровой раствор. В течение многих лет Statoil ведет тщательный мониторинг морского дна возле платформ, а в последние годы контролирует и состояние воды в непосредственной близости от платформ. С тех пор как в 1991 году было приостановлено захоронение бурового шлама на дне моря, а также существенно ограничено использование буровых растворов на нефтяной основе, уровень негативного воздействия на окружающую среду значительно снизился. Однако полномасштабные исследования показывают, что и барий, и другие химикаты, содержащиеся в буровой жидкости, а также различные естественные компоненты и дополнительные химикаты в отработанной воде могут отрицательно воздействовать на морскую среду, если их концентрация будет значительной. Поэтому необходимо сократить нагрузку на окружающую среду настолько, насколько это возможно, и свести к минимуму риск нанесения вреда.

ТЕХНОЛОГИЯ

Освоение месторождения Сновит предполагает использование новых технологий, которые будут использованы для развития нефтяной промышленности в северных регионах. Первая фаза реализации проекта "Сновит" затрагивает месторождения Сновит, Альбатрос и Аскелад. Бурение десяти скважин на Сновите уже закончено. Промышленную добычу на них предполагается начать после того, как будет построен завод по производству сжиженного природного газа (СПГ) на острове Мелкойа. Бурение было произведено в соответствии с запланированным бюджетом и в намеченные сроки, а главное, без вредных выбросов в море.

Оборудование для буровой платформы Polar Pioneer до начала работы было приведено в соответствие с требованиями защиты окружающей среды в отношении выбросов отходов в Баренцево море. Polar Pioneer будет использоваться и при работах по бурению скважин. После этого будет произведена очистка и подготовка девяти скважин к производству, а одна скважина будет использоваться для закачки в пласт углекислого газа. Statoil планирует завершить эту работу к лету 2006 года.

Добыча на Сновите начнется в 2007 году. Месторождение будет разрабатываться с помощью подводных комплексов, а транспорт многофазной продукции (смеси нефти, газа и газового конденсата) - осуществляться с помощью трубопроводов до берегового терминала на острове Мелкойа в Хаммерфесте.

Решения, применяемые при освоении месторождения Сновит на морском шельфе, разрабатывались в сотрудничестве с представителями рыбной промышленности с учетом того, чтобы оставалась возможность для активного рыболовства в районе расположения комплексов подводной добычи и вдоль трассы трубопровода. Добыча осуществляется по замкнутому циклу - сбросы бурового раствора и попутно добываемой воды в море исключены.

"Это пример грамотного подхода к освоению нефтегазовых ресурсов шельфа, при котором увеличение объемов добычи не приводит к нарушению экологического баланса" , - говорит Кирсти Веггеланд из министерства нефти Норвегии.

Что касается балластной воды с танкеров, транспортирующих СПГ, то Statoil активно изучает вопрос о том, где можно сливать эту воду, а также развивает новые технологии, предотвращающие нежелательное взаимодействие чужеродных элементов с экосистемой.

ИССЛЕДОВАНИЯ

Развитие технологий занимает центральное место в работе Statoil. Технологическая программа помимо всего прочего будет связана с изучением разнообразия биологического материала и экосистем, а также поисками решений в области строительства и эксплуатации, подходящих для региона льдов и вечной мерзлоты. Statoil поддерживает сети исследований арктических морских экологических систем Arctos, в которых участвуют Институт рыбного хозяйства Норвегии, Полярный институт, экологическая организация "Акваплан-Нива" и Университетский центр Шпицбергена. Компания подписала договор о финансовой поддержке этих исследований в размере 30 млн норвежских крон ($4, 5 млн) на ближайшие пять лет. Договор о сотрудничестве станет основой для долгосрочных научно-исследовательских проектов, рассчитанных на три-пять лет, а также для подготовки аспирантов.

СОТРУДНИЧЕСТВО

Хенрик Карлсен, старший вице-президент компании Statoil по региону Баренцева моря, сообщил, что финансовая поддержка Arctos является частью общей стратегии компании, которая заключается в том, что Statoil намерена вкладывать значительные средства в изучение экологии северных регионов. Исследования будут проводиться центральными научно-исследовательскими организациями Норвегии и России. Их цель - обеспечить общность взгляда на состояние окружающей среды в районе границы двух государств.

"Мы чувствуем, что у нас есть хороший опыт работы в южных районах Норвежского шельфа, на основе которого мы будем постепенно продвигаться на север. Мы уважаем силу природы и понимаем ее уязвимость, и мы своим поведением и с помощью своих технологий должны обеспечить устойчивое развитие нефтегазовой промышленности в северных регионах" , - говорит Хенрик Карлсен.

Компания Statoil считает возможным сделать северные регионы передовыми районами устойчивого развития, где культура и природа создадут основу для экономической деятельности при строгом соблюдении требований защиты окружающей среды. Одним из звеньев российско-норвежского сотрудничества являются подписанные в Мурманске и в Архангельске соглашения о подготовке региональной нефтегазовой промышленности к безопасному освоению ресурсов.В Мурманске компания Statoil будет участвовать в строительстве лаборатории для проведения анализа свойств нефтей. Результаты этих исследований будут храниться в базе данных в Мурманске с целью быстрой идентификации свойств нефти на тот случай, если возникнет необходимость ликвидировать последствия разлива.

НОРВЕГИЯ

Столица - Осло. Территория - 385, 1 тыс. кв. км. Население - 4, 6 млн человек. ВВП в 2004 году - $238 млрд. Запасы нефти в Норвегии оцениваются в 8, 5 млрд баррелей (0, 7 % от мировых запасов, 18-е место), запасы газа - 2, 5 млрд куб. м (1, 2 % от мировых запасов, 13-е место). Все месторождения находятся на континентальном шельфе. Основные - Экофиск, Статфьорд, Гуллфакс, Осгард, Драуген. В 2004 году было добыто 2, 5 млрд баррелей нефти (3, 2 млн баррелей в день) и 127 млрд куб. м природного газа. Экспорт нефти в 2004 году составил 2, 2 млрд баррелей, экспорт газа - 68, 8 млрд куб. м. Выручка от экспорта нефти составила $38, 99 млрд, от экспорта газа - $11, 92 млрд. Основные направления экспорта - страны ЕС (особенно Швеция, Финляндия, Дания, Исландия, Великобритания), США.

Доля сектора в промышленности страны - 25 %. Крупнейшие компании - Statoil ASA, Hydro, Petoro AS. Для аккумулирования поступлений доходов от нефтегазового сектора в 1990 году создан специальный Государственный нефтяной фонд, в который на данный момент перечислено около $135 млрд.

Журнал "Экология производства"

Читайте также:

Температура Баренцева моря аномально высока

Будущее Поморья – пустыня? Взгляд неравнодушного

Откуда запах на улицах Архангельска так и не установили

Самые вредные авто

Россия на грани исчезновения с карты мира?

Image

ОНФ предложил расширить границы "зеленых щитов"

Ситуация с экологической обстановкой в российских городах достаточно сложная. Если некоторые промышленные предприятия можно вынести за черту города, то ограничить движение транспорта, от которого исходят до 80% вредных выбросов почти невозможно.

Image

В озере Могильное может погибнуть кильдинская треска

Ученые МАГУ, побывавшие на озере Могильное, которое находится на острове Кильдин в Баренцевом море, заявили, что реликтовая кильдинская треска может навсегда исчезнуть.

Image

Раскопки в Помпеях: новые подробности трагедии

В древнеримском городе Помпеи, заживо погребенным под золой и пеплом во время извержения Везувия в 79 г. до н. э., были найдены новые детали, отображающие последние мгновения жизни города и, в частности, его обитателей.

Image

Чудеса Вселенной: любопытные факты о спутниках Юпитера

Газовый гигант Юпитер имеет такие размеры и массу, что вокруг него сформировалась собственная планетная система в миниатюре, состоящая из огромного количества естественных спутников.