Кому невыгодны калининградские нефтетерминалы?

Кому невыгодны калининградские нефтетерминалы?

Конфликт между жителями портового города Светлый и ЗАО “Балтнафта” (дочерней компанией “Татнефти”) длится уже второй год. Инициатором противостояния выступает калининградская общественная организация “Экозащита”, известная недавней борьбой против строительства “ЛУКойл-Калининградморнефть” морской платформы на нефтяном месторождении Д6 на российском шельфе Балтики. Если тогда активисты организации обращались за поддержкой к западным соседям, пугая их экологическими бедствиями, которые непременно должны разразиться при реализации выгодного для региона “ЛУКойловского” проекта, то теперь они будоражат — и небезуспешно — местную общественность.

Протесты против перевалочного комплекса “Татнефти”, который обеспечит перевалку на экспорт 900 тыс нефтепродуктов в год, начались задолго до строительства самого терминала. “Экозащита” активно убеждала светловчан в том, что нефтеперевалка нанесет огромный вред их здоровью и окружающей среде. Однако строительство запланировано в отведенной планом генеральной застройки города промышленной зоне на территории бывшего комбината “Строймеханизация”, который выбрасывал в атмосферу немалое количество канцерогенов. При этом горожане не высказывались против стольнебезопасного промышленного объекта и мало интересовались его наличием — до тех пор, пока на его место не пришла “Балтнафта”.

Напрасно на общественных слушаниях разработчики проекта доказывали, что “Татнефть” считается одной из самых экологически чистых компаний в мире. Кроме того, на экспорт планируется отправлять не “пахучий” газовый конденсат, а мазут, испарения от которого минимальны. При реализации проекта также предполагается использовать все существующие на сегодняшний современные экологические технологии, в частности, комплекс для улавливания и регенерации газов фирмы Gohnzink. Экологическую защиту также надежно обеспечит новейшее оборудование и средства контроля за всеми технологическими процессами, исключающие возможность возникновения нештатной ситуации. Емкости для хранения нефтепродуктов оснащены оборудованием, исключающим попадание испарений в атмосферу, так как они возвращаются в замкнутую систему установки для рекуперации паров. Доставка нефтепродуктов предусматривает использование цистерн с нижними сливными люками, из которых они должны транспортироваться по герметичному трубопроводу, что позволит избежать утечек при перекачке. Также планируется строительство очистных сооружений и ливневки.

Более того, компания брала на себя обязательство принять участие в долевом строительстве эстакадного моста через железнодорожный переезд и объездной дороги, перевести на свой причал таможенный пункт досмотра вагонов, который сейчас расположен на станции “Балтийский лес” в центре города, что также будет способствовать улучшению экологической обстановки в городе. Без помощи инвесторов муниципалитет эти неотложные и дорогостоящие работы профинансировать не сможет еще долгие годы:
Немалую выгоду светловчане получат и в социальном плане. Это, во-первых, десятки новых рабочих мест с зарплатой в 16 тыс. руб при средней в городе — 5,3 тысячи. Во-вторых, это ежегодное пополнение местного бюджета на десятки миллионов рублей.

Увы, “представителями общественности” остались глухи ко всем аргументам, так как заранее были настроены против. Собравшиеся на общественных слушаниях не дали и слова вымолвить защитникам проекта, а также тем светловчанам, которых “Балтнафта” свозила в Дрезден, чтобы показать, насколько безопасен действующий там аналогичный терминал. “Геополитическая трескотня частных фирм о государственных интересах — отвлекающий маневр, маскирующий горячее желание прибрать к рукам нефтяные потоки на Запад, нажиться поскорее на экспорте сырья, пока это сырье не упало в цене и не закончилось”, — заявила сопредседатель группы “Экозащита” Александра Королева. Ей вторил некий эксперт ОБСЕ г-н Ожаровский, который принимал активное в выстраивании идеологии антитерминального движения. Правда, позже в интервью радио “Свобода” Ожаровский проговорился об истинной подоплеке нагнетания этих страстей: “Зачем строить нефтеперевалку в Светлом? Почему бы не использовать существующую инфраструктуру порта в Вентспилсе, который, как известно, недогружен”:

Ну как тут не вспомнить цитату из доклада экспертного совета правительству Эстонии, которая именно такую реакцию и отражает: “Отвлекая огромные государственные ресурсы на развитие инфраструктуры портов Северо-Запада, Россия, тем не менее, сильно отстает от Эстонии в связи с отсутствием частных инвестиций в причальные линии и перевалочные терминалы. В прогнозе развития событий правительство России под давлением внутреннего и внешнего лобби вынуждено будет по экономическим соображениям неминуемо свернуть перевалки нефти с рельсов на своей территории”.

Не это ли внешнее лобби стоит за действиями самодеятельных калининградских “зеленых”? Благо, “Экозащите” удалось найти в Светлом людей, увидевших в этом свой, также небескорыстный, интерес. Господина Рубиша, возглавляющего местную общественную организацию “Наш город” и горящего желанием стать главой муниципалитета, и некую Анну Бегичеву, которая организовала инициативную группу, занявшуюся активной агитацией среди населения под лозунгом борьбы “за право жить не в нефтяной бочке”. Как только бразды управления “процессом” были переданы в эти надежные руки, Королева с Ожаровским ушли в тень, отведя себе лишь суфлерскую роль.

В этом контексте кажется весьма своевременным принятие Госдумой закона о неправительственных общественных организациях (НПО), который призван оградить страну от далеко небескорыстной зарубежной помощи, направленной отнюдь не на пользу России. Однако и наши друзья-соперники тоже совершенствуют тактику применения безотказного по запугиванию общественности экологического жупела для дискредитации сформулированной в ежегодном президентском послании Федеральному Собранию стратегии развития государства, которая, на их взгляд, негативна для “энтропии планеты”. Напомним, стратегия предусматривает повышение уровня жизни россиян и создание высокотехнологичных “несырьевых” производств за счет увеличения экспорта энергоресурсов. Желательно — в обход территорий бывших братских республик, не брезгующих “техническим отбором” нефти и газа, через ближайшие к Европе российские, а не иностранные, порты. Это не может не вызывать раздражения в странах, чьи бюджеты во многом зависят от транзита и экспорта наших грузов. Это раздражение и проявляется нынче в форме мобилизации “внутреннего и внешнего лобби” для организации протестных акций. В частности, против сооружения Северо-Европейского газопровода, который, дескать, потревожит химические захоронения на дне Балтики, а также против строительства грузовых перевалочных терминалов на его российских берегах, в том числе, в Калининградской области, под благовидным предлогом защиты окружающей среды.

Надо сказать, что в Светлом эта тактика чуть было не сработала: “инициативщикам” удалось даже провести референдум, на котором горожане должны были выразить свое отношение к “экономически невыгодной и экологически опасной” нефтеперевалке. На проведение референдума нашлись немалые деньги, необходимые для печати бесплатной газеты и листовок, организации митингов и пикетов, и т.п. Но референдум был признан несостоявшимся, так как в нем приняли участие менее 50% избирателей, из которых почти 98% сказали “нет” планам строителей терминалов “Татнефти” и, заодно, “Енисейнефти”, также создающей свою нефтеперевалочную базу. Для победы инициативной группе не хватило каких-то полутора процента голосов.

Казалось бы, после этого ситуация в городе должна бы успокоиться, так как все законные методы борьбы с нежелательной нефтеперевалкой исчерпаны. Тем более, что “Балтнафта” получила все разрешительные документы, в том числе Госэкспертизы и Минздрава РФ, и наконец-то приступила к строительству терминала. Но не тут-то было! Инициативная группа продолжает забрасывать письмами протеста все инстанции, вплоть до Президента, ставя под сомнение и результаты референдума, и положительные заключения государственных структур о безвредности проекта. Обратилась она и к новому губернатору Георгию Боосу, предоставив ему петицию с подписью 1300 горожан, поддержавших требование запретить стройку. Тот дал (заметим, устное) распоряжение приостановить строительство “до полной и всесторонней проверки влияния на окружающую среду и здоровье жителей”, что, мягко говоря, не совсем законно.

Далее события развивались в явно неправовом поле: “инициативщики” направили вице-премьеру регионального правительства Юрию Шалимову 82 вопроса к областным и федеральным структурам, суть которых сводилась к одному — на каком основании они разрешили “Балтнафте” возводить нефтеперевалочную базу в черте города? А пока чиновники сочиняли ответы, противники проекта блокировали пикетами дорогу к стройке, лишив работы и, соответственно, средств к существованию занятых на ней около 200 светловчан. Мало того, стали прессинговать сограждан, не согласных с их мнением, — так, председателю светловского отделения Всероссийского общества инвалидов Людмиле Шерстобоевой, которая была виновата лишь в том, что высказалась в пользу строительства, пригрозили всякими, — в том числе, Божьми, карами. Потом кто-то поджег автомобиль “Ниссан-Патрол” заслуженного тренера России по академической гребле Анатолия Окомелко, который принял спонсорскую помощь от компании “БалтНафта” на возведение в родном городе гребной базы. Избит неизвестными строитель Евгений Трензенок:

Тем не менее, чиновники в ответах на вопросы “экозащитников” признали стройку законной. Как заявила руководитель инициативной группы Анна Бегичева, “вместо вразумительного ответа — что будет со скандальным проектом, нас пытались убедить, что нефтеперевалка экономически выгодна региону”. А тут подоспело решение Ленинградского районного суда города Калининграда, который 20 декабря завершил слушание по их гражданскому делу о признании незаконным разрешения на строительство перевалочной базы нефтепродуктов ЗАО “БалтНафта”. Исследовав представленные сторонами доказательства, он признал доводы инициативной группы несостоятельными и необоснованными, в связи с чем отказал в удовлетворении заявления. При этом суд отметил, что “строительство нефтетерминала ЗАО “БалтНафта” осуществляется на законных основаниях”.

Вроде как “внутреннее лобби” потерпело поражение на всех фронтах, и нефтяники могут спокойно продолжить работу. Для завершения затянувшегося конфликта вокруг строительства нефтетерминалов осталось лишь поставить точку, отменив то самое устное губернаторское распоряжение о его приостановке. Но Георгий Боос не спешит с отменой решения. Возможно, дело в предстоящих в марте выборах в областную Думу, на которых ему не хочется терять 10 тыс. голосов светловских избирателей, являющихся, по утверждению Бегичевой, активными сторонниками закрытия нефтеперевалки. Хотя у губернатора достаточно политического веса и авторитета, чтобы убедить горожан в том, что их мастерски втянули в большую геополитическую игру, не выгодную ни им, ни Светлому, ни региону. Ведь если кто-то извне будет диктовать, как жить и развиваться экономике области, ставить под сомнение ее инвестиционную привлекательность, то можно загубить не один проект — только потому, что он не устроит западных конкурентов.

Такое “подвешенное” состояние, конечно же, не устраивает авторов проекта, и решением недавнего собрания трудовых коллективов, занятых на строительстве терминала “Балтнафта”, была создана общественная организация “Рабочий дозор”, которая провозгласила своей целью защиту конституционного права на труд и представления своих интересов в органах госвласти и органах самоуправления. Там же было принято обращение к полномочному представителю Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Илье Клебанову с просьбой положить конец всей этой истории. Остается надеяться, что полпред отреагирует на это должным образом.

В заключение хочется привести — без комментариев — две цитаты из недавних выступлений Президента РФ Владимира Путина в Санкт-Петербурге, которые имеют прямое отношение к затронутой теме.


“Мы видим, что происходят попытки работать с неправительственными организациями с помощью инструментов специальных служб и что осуществляется финансирование по каналам специальных служб неправительственных организаций. Думаю, что никто не в праве сказать в данном случае, что деньги не пахнут. Благородные цели не могут быть достигнуты негодными средствами. Полагаю также, что теперь многим становится понятным, почему в России принят закон, регламентирующий деятельность неправительственных организаций в нашей стране. Он, этот закон, хочу повторить еще раз, призван оградить вмешательство иностранных государств во внутриполитическую жизнь Российской Федерации”.

“С начала 90-х годов мы говорили о том, что Петербург, Ленинградская область, весь северо-запад России должны использовать свое конкурентное преимущество, свои естественные преимущества, связанные в том числе и с географическим положением: Отмечу, что сегодня примерно одна треть грузов уходят в порты наших конкурентов, наших соседей, в страны Балтии и в Финляндию. Мы не будем силой загонять перевозчиков сюда, на нашу территорию. Нужно обязательно сделать паромную переправу, которая соединит Петербург с Калининградом и с портами Германии. Нужно построить ряд других терминалов — зерновой и перегонки нефти и нефтепродуктов”.

Необычная экологическая акция прошла на курорте "Роза Хутор"

Курорт "Роза Хутор" провел необычную экологическую акцию, привлекая внимание к необходимости утилизации отходов.

На курорте

На курорте "Роза Хутор" зацвели рододендроны

Крупные белоснежные, нежно-розовые и кремовые цветы украсили склоны курорта "Роза Хутор" на высоте более двух тысяч метров в субальпийском и альпийском поясах.

На курорте

На курорте "Роза Хутор" проводят археологические мастер-классы для школьников

К началу зимнего сезона в Музее Археологии курорта разработали специальный мастер-класс для школьников.

Вес Млечного Пути можно будет измерить

Вес Млечного Пути можно будет измерить

Предложенный специалистами новый метод, который позволит "взвесить" массы галактик, ученые уже назвали "прорывом", поскольку ему под силу дать более точные данные по всем глобальным обзорам Космоса.