Экология Севера может рухнуть от… распиленных подлодок

Словно некий бур, информация всколупнула глубинный пласт застарелых северодвинских проблем. Суть: по изношенному мосту ходят спецэшелоны с отработавшим ядерным топливом, которое извлекается из атомных реакторов утилизируемых здесь старый российских атомных подводных лодок. Нет-нет, мост стоит (так и хочется употребить слово “ПОКА”), машины и поезда по нему худо-бедно ездят и “за борт” не падают. Но… Мосту исполнилось полвека. По существующим нормам опоры данного типа мостов подлежат капитальному ремонту через 40 лет, пролеты – через 50-60 лет, однако со времени сдачи моста в эксплуатацию ни одного более-менее КАПИТАЛЬНОГО ремонта так и не было. На полную “капиталку” просто-напросто нет “капиталов”!

Опасная безопасность

Собственно, резонанс от той нашей заметки очень даже объясним: по мосту периодически проходят тяжелые железнодорожные составы, на которых перевозятся контейнеры с отработавшим ядерным топливом утилизированных на “Звездочке” атомных подлодок. Весят спецвагоны в два раза больше обычных (120 тонн против 60). В последние годы утилизацию российских АПЛ активно финансируют западные страны по программе “Глобальное партнерство”. Поскольку старых АПЛ у нас, на Северном флоте, еще навалом, конец этой самой утилизации наступит не скоро. То есть “ядерные” поезда будут ходить по мосту еще не один год. По оценкам специалистов, сформировались реальные предпосылки к наступлению чрезвычайных ситуаций на мосту, в том числе угрозы радиационной безопасности при прохождении спецэшелонов. Так, гипотетическое ЧП в ходе спецперевозки отработавшего ядерного топлива приведет к серьезным последствиям и нанесет значительный ущерб не только России, но и всему северному полушарию, причем даже с учетом роста объемов иностранных инвестиций в укрепление экологической безопасности. Одним словом – Ягринский мост так может “аукнуться”, что потом всем миром (в смысле – планетой) расхлебывать будем. Как Чернобыль.

За последние два десятилетия подробные измерения состояния моста осуществлялись в 1980, 1982, 1988, 1997, 2000 и 2002 годах. По результатам этих обследований в соответствии с рекомендациями специализированной мостоиспытательной станции проводились текущие ремонтные работы, что позволяло эксплуатировать сооружение какое-то время. В частности, в справке по состоянию автожелезнодорожного моста через Никольское Устье, подписанной заместителем Генерального директора “Звездочки” Г.М. Соколовым, указано: “…ФГУП “МП “Звездочка” за счет собственных средств выполняло поддерживающий ремонт конструкций моста – откосов, береговых устоев, металооконструкций пролетных строений. В 2004 году также выполняются работы на сумму 3, 7 млн. рублей. В период с марта 2004 года проход спецэшелона с контейнерами для отработавшего ядерного топлива осуществлялся по мосту четыре раза, при этом каждый раз разрешение на пропуск поезда специально выдавалось Ярославской мостоиспытательной станцией”.

Последнее обследование так называемого мостового перехода в 2002 году выявило серьезные недостатки в несущих конструкциях моста. Наиболее существенным дефектом признано горизонтальное смещение моста в сторону русла, в рез4лтьтате чего главные балки потеряли свободу температурного перемещения. Также зафиксировано вымывание бутобетонной кладки устоев моста размером до 0,2 метра и коррозионные повреждения металла верхних поясов главных балок. При этом проведенные в профилактических целях работы практически не дали положительного результата. В частности, указывается на дальнейшее развитие трещин на устоях моста. Документы, справки, выкладки не секретны, общедоступны и понятны. Но еще более понятным для автора этих строк стало “неофициальное” объяснение ситуации одним из инженеров “Звездочки”, занятым на утилизации АПЛ. Инженер, почесав затылок, молвил: мол, если бы периодически не гоняли по мосту в последние годы “ядерные” спецэшелоны, то и простоял бы ягринский мост еще неведомо сколько. Ведь проектировался он в середине прошлого века отнюдь не для прохода таких супертяжелых составов...

Капиталы на “капиталку”

В 2003-2004 годах северодвинской “Звездочкий”, на балансе которой, собственно, и находится мост, были проведены кое-какие работы по укреплению опор, но, по словам работников той же “Звездочки”, мера эта временная и проблемы в целом не решит. В 2003 году управлением капитального строительства и ремонта “Звездочки” был проведен анализ ситуации и предложено сразу несколько путей решения проблемы. Наиболее оптимальным. По мнению специалистов, можно считать проект по строительству нового железнодорожного моста и реконструкция старого моста под “чисто автомобильный”. Тогда же, в прошлом году, “Звездочкой” на средства Минпромнауки (около трех миллионов рублей) было подготовлено технико-экономическое обоснование проекта. Сейчас оно направлено на экспертизу в Госстрой России, после чего должно быть утверждено министром промышленности и науки. Следующий этап после рассмотрения и утверждения ТЭО – разработка рабочей документации. Стоимость ее подготовки оценивается примерно в полмиллиона долларов. А вот стоимость самого проекта оценивается уже в 10-10,2 миллиона долларов при продолжительности строительства в 17 месяцев. Сумма, прямо скажем, и для города, и для “Звездочки” неподъемная. Интересно, что в самом Северодвинске считают, что российские министерства выделять средства на реализацию такого проекта тоже не будут – им такое тоже “неподъемно”. Есть и другой вариант: не строительство нового моста, а полномасштабная реконструкция мостового сооружения. Но, по оценкам специалистов “Звездочки”, и тут средств нужно немало: для разработки технико-экономического обоснования, документации и проведения полного комплекса работ по реконструкции и модернизации объекта потребуется до 6,5 миллионов долларов! Но есть, конечно, и последний путь: оставить все, как есть. Но проезд спецэшелонов запретить. То есть тихо дожидаться, пока мост не придет в полную негодность (а как знать – авось сколько-то лет он еще и продержится, если тяжелые “ядерные” составы по мосту не гонять!). Расходов при этом не будет никаких. Правда, и утилизация российских АПЛ остановится… Извечные российские вопросы “Кто виноват?” и “Что делать?” тонут в темной пучине проблемы. Попробуем переформулировать вопросы, так сказать, “помеждународнее”, ведь утилизация АПЛ стала не только российской проблемой. Недаром финансируется утилизация наших АПЛ международной программой “Глобальное партнерство”.

Андрей Михайлов, специально для “Экологии Севера”

Необычная экологическая акция прошла на курорте "Роза Хутор"

Курорт "Роза Хутор" провел необычную экологическую акцию, привлекая внимание к необходимости утилизации отходов.

На курорте

На курорте "Роза Хутор" зацвели рододендроны

Крупные белоснежные, нежно-розовые и кремовые цветы украсили склоны курорта "Роза Хутор" на высоте более двух тысяч метров в субальпийском и альпийском поясах.

На курорте

На курорте "Роза Хутор" проводят археологические мастер-классы для школьников

К началу зимнего сезона в Музее Археологии курорта разработали специальный мастер-класс для школьников.

Вес Млечного Пути можно будет измерить

Вес Млечного Пути можно будет измерить

Предложенный специалистами новый метод, который позволит "взвесить" массы галактик, ученые уже назвали "прорывом", поскольку ему под силу дать более точные данные по всем глобальным обзорам Космоса.