Наука и жизнь

В космосе рядом с Землей найдены следы тяжёлой бомбардировки

Учёные из США, Великобритании и Франции выяснили, что система звезды η Ворона развивается примерно так же, как в своё время эволюционировала Солнечная. η Ворона, шестое по яркости светило своего созвездия, находится в 18,2 пк от Земли. Оно незначительно опережает Солнце по массе, эффективной температуре и светимости, но образовалось позже нашей звезды. Возраст η Ворона обычно оценивают в 1,3-1,4 млрд лет, тогда как Солнце просуществовало уже четыре с лишним миллиарда лет.

В 2005-м астрономы обнаружили массивное «холодное» осколочное кольцо диаметром около 300 а. е., опоясывающее η Ворона и наклонённое под углом в 45˚ к лучу обзора. Гораздо раньше - в восьмидесятых годах прошлого века - звезду исследовала инфракрасная орбитальная обсерватория IRAS, и тогда учёные отыскали следы «тёплой» пыли, находящейся в нескольких астрономических единицах от светила. Сопоставление этих данных и результатов наблюдений срединной области системы, свободной от пыли, позволяет заключить, что околозвёздный диск η Ворона схож с дисками звёзд LkCa 15 и SAO 206462. Диски имеют широкую щель, образовавшуюся, вероятнее всего, под действием планет, пишет compulenta.ru.

Обработка снятых спектров показала, что «тёплая» пыль у η Ворона содержит вещества, характерные для кометной пыли: оливины, пироксены, кварц, сульфиды, аморфный неорганический углерод, водный лёд и полициклические ароматические углеводороды. Довольно высокая температура пылевых частиц свидетельствует о том, что они находятся в 3,0 ± 0,3 а. е. от звезды (в Солнечной системе измеренной температуре отвечает удаление в ~1,3 а. е.).

Объяснить появление внутреннего пылевого пояса может только гипотеза о столкновении, произошедшем вблизи η Ворона, причём наиболее вероятным источником пыли авторы называют крупный ледяной объект, который сформировался в самом начале эволюции звезды и долгое время находился в отдалённых областях системы, где температура остаётся низкой. Другими словами, он провёл сотни миллионов лет во внешнем «холодном» осколочном кольце звезды - её собственном «поясе Койпера».

Напомним, что не так давно, астрономы впервые смогли получить прямые изображения "новорожденной" планеты, которая еще не завершила процесс формирования. Американские и австралийские ученые открыли планету LkCa 15 b у звезды LkCa 15, расположенной в 450 световых годах от Земли в созвездии Тельца. Ранее у этой молодой и похожей на Солнце звезды - ее возраст составляет около 2 миллионов лет - был обнаружен пылевой диск общей массой около 55 масс Юпитера. В 2007 году астрономы, исследуя инфракрасный спектр этого диска обнаружили в нем "провалы". Самых горячих частиц в диске просто не было - а значит на некотором расстоянии от звезды диск обрывался. Расчистить эту зону от пыли и газа могло излучение самой звезды, но, с другой стороны, это могли сделать и планеты. В результате на снимке в середине разрыва в пылевом диске они увидели голубую точку - формирующуюся планету. Ее масса примерно в шесть раз больше массы Юпитера, она находится на расстоянии 15,7 астрономических единиц от своего солнца и делает один оборот вокруг него за 40 тысяч суток.

Астрономы определили, что вокруг планеты также имеется кольцо пыли, что подтверждает тот факт, что планета находится в стадии формирования. LkCa 15b - самая молодая планета из всех найденных, она примерно в пять раз моложе прежних рекордсменов. Этот юный газовый гигант образуется из пыли и газа. Ученые отмечают, что это открытие может значительно улучшить наше понимание процессов эволюции планетных систем.

Как сделать завтрак лучшей едой дня вместе с наукой (часть 2)

Что может сделать ваш завтрак еще вкуснее? Наука и ее трюки! Удивлены? Тогда читайте некоторые научные секреты в кулинарии, чтобы понять, как наука и еда могут быть связаны.

Как цивилизация майя способствовала ухудшению климата

Американские исследователи из Техасского университета в Остине утверждают, что деятельность знаменитой цивилизации майя во многом сформировала климат Земли, каким мы знаем его сейчас.