Астрономы впервые сфотографировали "зачатие" новой планеты

Астрономы впервые смогли получить прямые изображения "новорожденной" планеты, которая еще не завершила процесс формирования. Американские и австралийские ученые открыли планету LkCa 15 b у звезды LkCa 15, расположенной в 450 световых годах от Земли в созвездии Тельца.

Ранее у этой молодой и похожей на Солнце звезды - ее возраст составляет около 2 миллионов лет - был обнаружен пылевой диск общей массой около 55 масс Юпитера. В 2007 году астрономы, исследуя инфракрасный спектр этого диска обнаружили в нем "провалы". Самых горячих частиц в диске просто не было - а значит на некотором расстоянии от звезды диск обрывался. Расчистить эту зону от пыли и газа могло излучение самой звезды, но, с другой стороны, это могли сделать и планеты.

В результате на снимке в середине разрыва в пылевом диске они увидели голубую точку - формирующуюся планету. Ее масса примерно в шесть раз больше массы Юпитера, она находится на расстоянии 15,7 астрономических единиц от своего солнца и делает один оборот вокруг него за 40 тысяч суток.

Астрономы определили, что вокруг планеты также имеется кольцо пыли, что подтверждает тот факт, что планета находится в стадии формирования. LkCa 15b - самая молодая планета из всех найденных, она примерно в пять раз моложе прежних рекордсменов. Этот юный газовый гигант образуется из пыли и газа. Ученые отмечают, что это открытие может значительно улучшить наше понимание процессов эволюции планетных систем.

Принято считать, что все планеты начинали с твёрдых ядер. Внешние планеты намотали на них огромные объёмы газа, однако во внешней части диска (где, по данным традиционной модели, образовывались гиганты) материал двигался довольно медленно, и на формирование твёрдого ядра должно было уйти чересчур много времени. К тому времени газ, необходимый для создания газовых гигантов, давно рассеялся бы. Учёные пришли к выводу, что при соблюдении определенных условий время от времени с этой орбиты в газопылевой диск выбрасывались объекты размером примерно с Луну. Проходя через диск, протопланеты набирали достаточно материала и для ядра, и для газовой оболочки, то есть становились такими, какими мы знаем их сегодня.

Ранее, астрономы с помощью телескопа VLT Европейской южной обсерватории (Чили) получили первые снимки представителя одного из редчайших во Вселенной типов звезд - желтого гипергиганта, на которых впервые видна двойная пылевая оболочка вокруг него, напоминающая яичный белок вокруг желтка на сковороде. Звезда, обнаруженная космическим инфракрасным телескопом в 1983 году в созвездии Скорпиона, на расстоянии 13 тысяч световых лет от Земли, примерно в тысячу раз больше Солнца по размеру и в 500 тысяч раз ярче него.

Кроме этого, группа ученых исследовала химический состав белых карликов. Звезды этого типа представляют собой конечную стадию эволюции светил, похожих на Солнце. После выгорания водорода в термоядерных реакциях они "вздуваются", превращаясь в красные гиганты, затем эта оболочка "слетает", оставляя горячее и сверхплотное ядро - белого карлика. Согласно подсчетам исследователей, чтобы добиться наблюдаемого химического состава надо было "накормить" белый карлик смесью из расчета 30% вещества земной коры и 70% - верхней мантии.