Наука и жизнь

Бактерии, общаясь между собой, влияют на климат Земли

Исследователи из Океанографического института Вудс-Хоула (США) обнаружили, что бактериальные связи способны оказывать существенное влияние на климат планеты.

В океане бактерии налипают на мельчайшие богатые углеродом частицы, опускающиеся на глубину: в основном это либо крошечные морские растения, испустившие дух, либо экскременты зоопланктона, который полакомился микрофлорой. Американские биогеохимики выяснили, что бактерии посылают химические сигналы, чтобы понять, есть ли рядом другие бактерии. Если соседей достаточно, они приступают к массовому выделению ферментов, которые расщепляют углеродсодержащие молекулы этих частиц на более удобоваримые кусочки. Было высказано предположение, что скоординированное производство ферментов очень выгодно бактериям, живущим на таких тонущих частицах, и вот обнаружено первое доказательство, что это действительно так, пишет compulenta.ru.

Источником углерода в этих частицах выступает атмосферный углекислый газ. Общение между бактериями может привести к высвобождению углерода на меньших глубинах. Тем самым меньше углерода попадает на дно, откуда ему труднее вернуться в атмосферу. Это первое доказательство того, что бактериальная коммуникация играет важную роль в углеродном цикле Земли.

Ранее, биологи нашли главного поставщика "веселящего газа" в Мировом океане. Как утверждают ученые, виновником этого эффекта являются археи - одноклеточные существа, составляющие около трети микробного "населения" глубин Мирового океана, которые и вырабатывают больше оксида азота, мощного парникового газа, чем бактерии, которые считаются его основными "производителями", сообщает ecoportal.su.

Мощная толща отложений на дне Мирового океана населена живыми бактериями, причем ниже самого верхнего метрового слоя резко доминирующая группа бактерий - это археи. Их общая биомасса, выраженная в углероде, составляет около 90 млрд тонн, что значительно превышает биомассу всех живых организмов, населяющих океан.

Мировой океан считается одним из главных естественных источников N2O, концентрация которого сегодня составляет около 322 частей на миллиард частей объема (для сравнения, концентрация CO2, основного парникового газа, в атмосфере примерно в 1,3 тысячи раз больше) и растет со скоростью около 0,25% в год.

Японский дизайнер разработал стеклянную мебель

Стекольная мануфактура Wonderglass в Венеции каждый год приглашает к сотрудничеству известных дизайнеров с целью дополнить коллекцию фабрики необычными предметами дизайна.

Тунгусский метеорит: тайна XX века

Падение Тунгусского метеорита, как сейчас его называют, сопровождалось мощными взрывами и необъяснимыми атмосферными явлениями. Но был ли это метеорит или что-то другое?