Многокилометровая ледяная корка Плутона скрывает воды океана

Температура на поверхности Плутона колеблется в районе -230 ˚C. Ученые из Калифорнийского университета в Санта-Крусе (США) пришли к выводу, что карликовая планета способна похвастаться достаточным количеством внутреннего тепла. По мнению ученых, существование океана зависит от двух вещей - количества радиоактивного калия в каменном ядре Плутона и теплопроводности льда.

Судя по данным о плотности Плутона, его ядро занимает 40% от объёма малой планеты. Если калия в ядре насчитывается 75 частей на миллиард, его распад может произвести достаточно тепла для того, чтобы часть льда, состоящего из азота и воды, растаяла. Соответственно, на Плутоне вполне может быть столько льда, а то и больше. Дело в том, что даже Земля, которая, вероятно, формировалась с меньшим количеством летучих элементов из-за близости к Солнцу, содержит в своём ядре такое количество калия, которое превышает названную концентрацию в десять раз.

Разумеется, одного лишь источника тепла недостаточно. Тепло, поступающее из ядра, приводит к конвекции в ледяной оболочке, и если лёд проводит тепло слишком быстро, то оно уйдёт в космос, не успев растопить его. Если лёд на Плутоне перемешивается медленнее, чем текут антарктические ледники на Земле, тогда верхний 165-километровый слой льда может обеспечить достаточную изоляцию для жидкого океана той же глубины.

Напомним, что Плутон был обнаружен в 1930 году астрономом Клайдом Томбо во все той же Лоуэлловской обсерватории. Его поиски велись 15 лет, так как существование транснептуновой планеты было предсказано еще Персивалем Лоуэллом по возмущениям в движении Урана и Нептуна. Эти расчеты оказались ошибочными, но по чистой случайности Плутон был обнаружен недалеко от предсказанного места.

Плутон - единственная из планет, которую ни разу не посещали космические аппараты. Поэтому данные о нем характеристики этой планеты известны лишь приблизительно: диаметр - около 2200 км, - почти таков же размер континентальой части Соединенных Штатов Америки с севера на юг. Однако это больше чем в четыре раза превышает размер самого большого астероида (Церера(1), температура на поверхности - 35-55 K (около -210°С). Плутон состоит из смеси камней и льда, а атмосфера - из азота и метана. В августе 2006 года Международный астрономический союз принял решение лишить Плутон статуса планеты и ввести новую категорию карликовых планет.

Начиная с 1992 г., было открыто более 50 тел меньше Плутона, также вращающихся вокруг Солнца за орбитой Нептуна, в области, известной как пояс Койпера. Из всех ледяных планетоподобных тел, оставшихся от ранней стадии образования планетарной системы Солнца, Плутон, как кажется, представляет собой самое большое тело. Плутон не был выброшен в удаленное от Солнца облако Оорта, потому что попал в резонанс с Нептуном: за каждые три оборота Нептуна вокруг Солнца Плутон совершает ровно два. Это означает, что Плутон никогда не приблизится к Нептуну настолько близко, чтобы уступить гравитационному тяготению своего намного более массивного соседа.