Пепел старца Аввакума в ненецкой тундре

http://e.pravda.ru/image/upload/2006/avvakum200.jpg

Пепел старца Аввакума в ненецкой тундре

В будущем году 325 лет с этой даты собираются отмечать в Ненецком округе приверженцы “древлеправославной веры”, а иначе говоря – старообрядчества, пишут НОВОСТИ НАО.

Староверы издавна бежали на Крайний Север, спасаясь от преследований. Их доставали и там. В селе Оксино на территории современного Ненецкого автономного округа произошло, например, когда-то массовое самосожжение: старообрядцы решили принять “огненное крещение”, но не сдаваться, не менять под принуждением веру. Конечно, по прошествии веков религиозное рвение поуменьшилось.

- Ну, какой я старообрядец, видишь вот – курю, - поделился со мной как-то выходец из известной раскольничьей семьи, живущий в НАО. Но все-таки тяга к “корням” берет свое. Если в энциклопедии “Ненецкий автономный округ” 2001 года издания говорилось о том, что в старообрядческой общине в Нарьян-Маре всего три десятка человек, причем в основном пожилого возраста, то сегодня это уже не так.

Александр Ляпунов, настоятель старообрядческой поморской общины города Нарьян-Мара, говорит, что одна из главных проблем – отсутствие в Ненецком округе старообрядческой церкви. Некоторые верующие из общины ходят в “новоправославный” храм. Другим приходится довольствоваться стареньким молельным домом.

- В него приходит обычно от 20 до 60 прихожан единовременно, - рассказывает Ляпунов, - а на прошлую Пасху было и больше, все даже и не вмещались. Нам нужен комплекс зданий.

В 2005 году он начал строиться на перекрестке улиц Победы и Первомайской в Нарьян-Маре. Проект был подготовлен московской фирмой. Планируется возвести не только церковь, но также колокольню, помещение воскресной школы, небольшого музея истории старообрядчества и даже “странноприимную” пристройку, где могли бы ночевать приезжающие в Нарьян-Мар братья по вере. По словам Ляпунова, это будут каменные строения. Но вот беда, чтобы подвести здание под крышу, необходимы еще 5-6 миллионов рублей. А где их взять, пока непонятно.

В Ненецком округе живут несколько коммерсантов, которые являются выходцами из старообрядческих семей. Кстати говоря, именно такие семьи в дореволюционной России дали крупнейших предпринимателей-меценатов – кто не знает фамилий Мамонтова или Морозова? Некоторую помощь предприниматели оказывают общине и в НАО – не случайно в столице округа уже несколько лет успешно работает Благотворительный фонд древлеправославия. Но пять миллионов для них все-таки многовато.

Радует хотя бы то, что прежний молельный дом отремонтирован. С октября в нем возобновила работу воскресная школа, где есть отдельные классы и для детей, и для взрослых. Почему не раньше?

- У нас многие прихожане в сентябре трудятся на огородах, копают картошку, поясняет Ляпунов, - А дети обязательно должны помочь старшим. Так что до поры их не стоит отвлекать. Кстати, старообрядческая воскресная школа действует в Нарьян-Маре уже пятый год, а сама община была зарегистрирована восемь лет назад.

Хоронить ушедших в иной мир старообрядцы предпочитают на одном кладбище. “Стараемся детей класть поближе к их родителям”, - замечает Александр Иванович. Собственного кладбища, как в Москве или Санкт-Петербурге, у общины нет. Впрочем, возможно, в перспективе дойдет и до этого.

А в апреле будущего года, когда будут отмечать дату казни Аввакума и трех его соратников, в Нарьян-Маре усилиями общины и научной общественности, а также региональной адвминистрации будут организованы специальные аввакумовские чтения - конференция, посвященная памяти одного из наиболее ярких деятелей церковного раскола…

В принципе, музей в Пустозерске, где от былого процветания остался лишь обелиск, мог бы привлекать в сезон толпы туристов (не говоря уже о паломниках) как минимум со всей страны. Всем же интересно будет посмотреть, как мог сидеть в “земляной яме” человек много лет в условиях вечной мерзлоты и лютых морозов. И не просто сидеть, а вести активную литературную и публицистическую работу (ведь и сожгли Аввакума в срубе, как известно, за “великие на царский дом хулы”, содержавшиеся в его письмах). Да и не один он, если на то пошло, отбывал “срок” в Пустозерском остроге. Туда ссылали и соратников Разина, Булавина, монахов, поднявших восстание на Соловках… Музейный центр – например, посвященный истории раскола -- мог бы выйти знатный. Только туда для начала дорогу бы, что ли, проложить. А это общине явно не по силам. Может, когда-нибудь и у государства дойдут руки до того, чтобы зарабатывать на истории страны, поощряя туристский бизнес.

Image

На Волге массово гибнет рыба

На Волге, недалеко от казанского поселка Займище, погибло огромное количество рыбы, рассказывает Poplawok.ru.

Image

Психотерапевт о биофилии. Уроки дикой природы

Психотерапевт и философ Эрих Фромм (1900-1980) назвал стремление к природе биофилией. Это любовь людей к природе, к жизни. Этот термин исходит от греческого и буквально означает "любовь к жизни или живым системам".

Image

Городские кролики, как и люди, живут в небольших домах

Охота, потеря среды обитания и болезни привели к сокращению популяции европейских кроликов (Oryctolagus cuniculus) в сельской местности Западной Европы. И все же популяции кроликов в некоторых немецких городах растут. Мадлен Зиг, аспирантка во Франкфуртском университете, и ее соавторы хотели узнать, как кролики используют городские районы.

Image

Ученые из США разрабатывают искусственные лимфоузлы для борьбы с раком

Как сообщает Pora.Ru, в настоящее время в США ведется разработка искусственного лимфоузла, помогающего бороться с раком. Американские ученые уже создали прототип такого лимфоузла, сделанного из гидрогеля. Его первые испытания внушают оптимизм и показывают хорошие перспективы.