Автомагистраль под вниманием экологов

Автомагистраль под вниманием экологов

Промышленные предприятия выбрасывают 20-30% вредных веществ. Эти выбросы называют выбросами из стационарных источников; с ними борются, их очищают, про них пишут. А 70-80% выбросов дают автомобили. О них тоже знают, но способов их очистки известно меньше, поскольку это сложнее, так как выбросы рассредоточены. Дополнительно к этому само асфальтовое покрытие является источником выделения различных классов углеводородов.

И так получается, что территория возле дороги превращается в зону с аномально большим содержанием вредных веществ. Вредные вещества из загрязненной почвы мигрируют в грунтовые воды, и при густой сети автомобильных, а также железнодорожных дорог проблема начинает принимать глобальный характер.

Автомобиль выбрасывает широкий перечень вредных веществ от простого углекислого газа до сложных полихлорированных дибензодиоксинов и дибензофуранов. Большая часть веществ конденсируется и оседает в близлежащей зоне от автомагистрали. Наиболее интенсивно происходит загрязнение придорожной полосы в зоне до 30 метров от проезжей части.

Среди группы тяжелых металлов, выбрасываемых автомобилями, наиболее значимыми поллютантами являются свинец, цинк, медь. При работе на этилированном бензине автомобиль может выбрасывать до 40-50 мг свинца на километр пути. Свинцовое загрязнение с содержанием металла, превышающем фоновый уровень в 3-5 раз, формируют вдоль дорог полосы загрязнения до 50 м. Полихлорированные дибензодиоксины и дибензоураны, выделение которых достигает 500 пикограммов на километр пути среднестатистического автомобиля, работающего на топливе с добавками 1,2-дихлорэтана, также оседают в придорожной полосе.

Канцерогенные ароматические углеводороды, находящиеся в черной саже и копоти выхлопных газов, также не являются летучими и оседают вблизи дорог. К другой группе загрязнителей почв автомагистралей следует отнести соли и другие химические вещества, использующиеся в составах антигололедных смесей, высыпаемых на дороги в зимнее время. Содержание солей в почвах обочин дорог может быть настолько высоко, что провоцирует засыхание придорожных деревьев.

Конечное депо всего спектра вышеперечисленных веществ – это грунтовые и подземные воды. Скорость миграции основных придорожных поллютантов невелика из-за малой растворимости большинства из них. Но с каждым годом они проникают все глубже и глубже, добираясь до горизонтов, из которых забирают воду на промышленные и питьевые нужды. Наглядный пример воздействия “придорожных” токсикантов – это загрязнение грунтовых и подземных вод в США и некоторых странах Западной Европы метилтретбутиловым эфиром, применяющимся как добавка к топливу. Сложность очистки от данного соединения и его токсичность послужили причиной отселения целых городов и поселков по причине полной непригодности питьевой воды. И виной всему этому послужили автомобили.

Проблема загрязнения придорожных полос токсикантами обратила на себя внимание специалистов самых разных областей знаний и вынудила искать методы ее решения. Высокоразвитые страны Европы, а среди них наиболее активно Германия и Австрия стали строить сооружения для очистки ливневых вод, стекающих с дорог. Известно, что минимальное количество вредных веществ выделяется с выхлопными газами автомобиля, едущего со скоростью около 50 км/ч.

И чем выше скорость, тем большее количество вредных веществ выделяет автомобиль. Соответственно, наибольшему загрязнению будут подвержены придорожные полосы скоростных автомагистралей с интенсивным движением. Сложно себе представить, но вдоль строящихся новых и расширяющихся старых автобанов в Европе стали строить очистные сооружения на всем протяжении. Как метод очистки было выбрано простое решение – биологическая очистка в прудах-отстойниках с помощью микроорганизмов и высших растений. Любой другой метод был бы чрезвычайно дорог в силу большой протяженности автомагистралей.

Сами пруды, в которых проходит отстаивание и очистка собранной воды, не являются сложным и дорогим сооружением. Водоросли, бактерии и выращиваемые по берегам тростник и камыш разлагают, поглощают и сорбируют из воды часть загрязняющих веществ. Часть оседает с илом, который время от времени надо выбирать и складировать на илохранилищах, сжигать, компостировать или применять другие методы утилизации. Система дренажа, канавки и желобки собирают в такие пруды практически все, что стекает с дорог, предотвращая массовое проникновение вредных веществ в глубокие подземные горизонты. Таким образом, грунтовые и подземные воды в районах дорог предохраняют от загрязнения “автомобильными” токсикантами.

Проблема придорожного загрязнения не коснулась пока Беларуси в такой сильной мере, как стран Западной Европы. Но, тем не менее, в водозаборах крупных городов уже находят свинец и другие вещества автомобильного происхождения. При строительстве новых скоростных дорог и при расширении старых, наверное, стоит обратить внимание на опыт и уже существующие технические решения очистки придорожных стоков. Следует уделить внимание хотя бы участкам дорог с легким грунтом, где миграция вредных веществ в водоносные слои почвы особенно велика. Проблему всегда легче предотвратить, чем потом расхлебывать последствия. Ведь очистить загрязненные грунтовые и подземные воды технически очень сложно и практически нереально.

Виталий Липик, кандидат технических наук, Минск, специально для “Экологии Севера”

Необычная экологическая акция прошла на курорте "Роза Хутор"

Курорт "Роза Хутор" провел необычную экологическую акцию, привлекая внимание к необходимости утилизации отходов.

На курорте

На курорте "Роза Хутор" зацвели рододендроны

Крупные белоснежные, нежно-розовые и кремовые цветы украсили склоны курорта "Роза Хутор" на высоте более двух тысяч метров в субальпийском и альпийском поясах.

На курорте

На курорте "Роза Хутор" проводят археологические мастер-классы для школьников

К началу зимнего сезона в Музее Археологии курорта разработали специальный мастер-класс для школьников.

Вес Млечного Пути можно будет измерить

Вес Млечного Пути можно будет измерить

Предложенный специалистами новый метод, который позволит "взвесить" массы галактик, ученые уже назвали "прорывом", поскольку ему под силу дать более точные данные по всем глобальным обзорам Космоса.