В фокусе «Онеги» интересы от Белого моря до Тихого океана

В фокусе «Онеги» интересы от Белого моря до Тихого океана

Не прошло и двух лет, как "Онега" снова отмечает ту же круглую дату. Нет, время не повернулось вспять - просто три десятилетия назад, 1 октября 1976 года, у совсем юного научного северодвинского предприятия появился дальневосточный филиал на ДВЗ "Звезда".

Если сведущие люди говорят, что беломорская "Звездочка" и тихоокеанская "Звезда" были ранее как два зеркальных отражения, то НИПТБ "Онега" - головной институт и его дальневосточный филиал были и остаются единым целым, разделенным только многотысячным километровым российским пространством. Их объединяют общие цели: разработка технологий ремонта и выполнение технического сопровождения ремонта подводных лодок и надводных кораблей. Если головному институту приходится больше заниматься научными проблемами, то главное направление деятельности филиала - техническое сопровождение ремонта АПЛ.

Так сложилось исторически, что НИПТБ "Онега", приобретая самостоятельность, отделилось от структуры "Звездочки"; его базовой основой стали кадры специализированного конструкторско-технологического бюро (СКТБ), а на Дальнем Востоке основу филиала составили квалифицированные специалисты из служб и отделов завода "Звезда".

Символично и то, что у истоков создания института стоял министр судостроения Б.Е. Бутома. Тогда, более 30 лет назад, он поддержал инициативу руководителей судоремонтных заводов А.Ф. Зрячева и В.И. Кушлина, понимавших важность развития научных основ технологии судоремонтного производства. И во исполнение постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О мерах по дальнейшему развитию судоремонтной базы для обеспечения ремонта и модернизации АПЛ" приказом министра судостроительной промышленности и был создан в Северодвинске такой институт. Первым его руководителем был назначен Ю.К. Иванов, который возглавлял коллектив в течение 23 лет. Надо заметить, что у руля дальневосточного филиала все тридцать лет стоит один человек - М.Т. Ледин.

Сегодня НИПТБ "Онега" сотрудничает с отечественными профильными научными и конструкторскими бюро, институтами и организациями, с Военно-морским флотом и зарубежными партнерами, связи с которыми были установлены после назначения "Онеги" головным предприятием по разработке организационных, технологических и конструкторских документов на утилизацию подлодок и надводных кораблей с ядерными энергетическими установками. Эта сфера деятельности оказалась на пересечении государственных и международных интересов.

И все-таки одной из основных задач института остается разработка прогрессивных технологий ремонта и модернизации атомных подводных лодок трех поколений. Сегодня на всех судоремонтных предприятиях отрасли используется разработанная специалистами НИПТБ "Онега" конструкторская и технологическая документация, которая обеспечивает качественный ремонт АПЛ.

Производственный опыт, большая научно-технологическая и информационная база позволили институту стать научным центром по судоремонту, основной целью деятельности которого является сокращение стоимости и продолжительности ремонта АПЛ. Если говорить более подробно, то в актив "Онеги" нужно вписать кроме разработки и внедрения комплекса конструкторско-технологической документации, обеспечивающей ремонт АПЛ 2-го и 3-го поколений, комплекс организационно-технической документации, в том числе государственных и отраслевых стандартов для обеспечения ремонта, комплекс мероприятий по обеспечению надежности и продлению срока службы оборудования, а также комплекс организационно-технической документации для обеспечения всего цикла утилизации подводных лодок и надводных кораблей с ядерными энергетическими установками.

Все, кто сотрудничает с НИПТБ, уже знают, что наши специалисты своим нестандартным подходом к решению самых сложных и разноплановых задач умеют опережать время. Например, сегодня все чаще и чаще речь заходит о сервисном обслуживании надводных кораблей и подводных лодок. Для работников "Онеги" это уже традиционный вид деятельности. При необходимости мобильные группы специалистов выезжают в командировки в места базирования и ремонта подводных лодок, решают плановые и нестандартные задачи.

Ничего вновь не изобретено: проблема продления службы корабельного оборудования возникла еще в 80-е годы, и тогда главным заказчиком - ВМФ были выдвинуты требования по увеличению этого срока до десяти лет с обеспечением заданных показателей надежности оборудования на очередном цикле эксплуатации.

Проблема была успешно решена совместно с проектантами и поставщиками оборудования. В 90-е специалисты института решали задачу по освоению ремонта с продлением службы сложного корабельного оборудования и механизмов, которые ранее заменялись новыми, и продлению общего срока службы АПЛ свыше 25 лет. Эти задачи сегодня усложняются. Опыт, практика, результаты работы с научно-исследовательскими, проектными, конструкторскими и технологическими организациями логически привели к тому, что генеральный заказчик поручил НИПТБ самостоятельно производить оценку технического состояния и готовить решения о продлении срока службы и ресурса оборудования заказов серии БДРМ. Ранее на этом этапе участвовало более 30 предприятий-проектантов и поставщиков.

Итогом многолетней работы стало формирование нового научного направления, связанного с продлением межремонтных сроков АПЛ, которое сегодня является приоритетным в деятельности НИПТБ. Этот вклад "Онеги" в сохранение подводного флота в 1999 году был отмечен премией правительства Российской Федерации в области науки и техники.

Стало реальностью то, что коллектив инженеров и практиков НИПТБ успешно выполняет работы, которые ранее приходилось заказывать в столичных институтах. Творческое сотрудничество с ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова, ЦНИИТС, другими ведущими организациями позволяет НИПТБ "Онега" участвовать в разработке отраслевых руководящих документов.

Непростой и далеко не традиционный путь выпал научному коллективу, признанному сегодня головным институтом по ремонту и модернизации отечественного флота. Фактически за три десятилетия создана и реализована на заводах "Звездочка", "Нерпа", "Звезда" концепция отечественного промышленного ремонта АПЛ.

И в том, что заводы "Звездочка" и "Звезда" получили высокую оценку министра обороны РФ Сергея Иванова как современные центры ремонта и модернизации подводных лодок и надводных кораблей, есть несомненная заслуга НИПТБ "Онега" и его дальневосточного филиала.

Хорошую оценку министра получили заводы и как современные базы комплексной утилизации АПЛ, обеспечивающие экологическую, ядерную, радиационную и промышленную безопасность. И в этом не последнюю роль играют научные и технологические разработки НИПТБ "Онега".

Благодаря современным средствам связи головной институт и его филиал стали ближе друг к другу. Уже нет проблем обмена проектной документацией, а также консультаций по любым вопросам, обсуждения и решения задач, если они возникают в ходе выполнения работ. В свете стратегии развития и реформирования судостроительной промышленности, на пороге которой сегодня стоит вся отрасль, опыт специалистов и ученых НИПТБ "Онега" найдет свое применение на заказах Северного и Тихоокеанского флотов. Пример плодотворной 30-летней деятельности - бесспорное тому подтверждение. На том стоим и стоять будем, продолжая лучшие традиции нашего научного и практического сотрудничества с Российским флотом и заводами.

Владимир Никитин, доктор технических наук, генеральный директор НИПТБ "Онега"

Необычная экологическая акция прошла на курорте "Роза Хутор"

Курорт "Роза Хутор" провел необычную экологическую акцию, привлекая внимание к необходимости утилизации отходов.

На курорте

На курорте "Роза Хутор" зацвели рододендроны

Крупные белоснежные, нежно-розовые и кремовые цветы украсили склоны курорта "Роза Хутор" на высоте более двух тысяч метров в субальпийском и альпийском поясах.

На курорте

На курорте "Роза Хутор" проводят археологические мастер-классы для школьников

К началу зимнего сезона в Музее Археологии курорта разработали специальный мастер-класс для школьников.

Вес Млечного Пути можно будет измерить

Вес Млечного Пути можно будет измерить

Предложенный специалистами новый метод, который позволит "взвесить" массы галактик, ученые уже назвали "прорывом", поскольку ему под силу дать более точные данные по всем глобальным обзорам Космоса.