Как космические корабли Марс изучали

Американский корабль «Марс Одиссей» благополучно вышел на орбиту Марса в октябре 2001 года и начал составлять карту таких свойств планеты, как химический состав поверхности, распределение приповерхностного льда и физические свойства приповерхностных материалов.

Нейтронные измерения показали, что полярные области выше 60° содержат огромные подземные резервуары водяного льда. «Марс Одиссей» также обнаружил пещеры на вулкане, используя свои инфракрасные камеры, чтобы показать, что температуры входов в пещеру, которые выглядели как темные круглые объекты, не изменились так сильно, как окружающая поверхность.

Читайте также: Спутники обнаружили 10 тысяч больших подводных гор, неизвестных ранее

Волна космических кораблей сошлась на Марсе в конце 2003-го и в начале 2004 года со смешанными результатами. «Нозоми», запущенный Японией в 1998 году по неторопливой траектории, был первым, достигшим окрестностей планеты, но неисправности не позволили ему выйти на орбиту Марса. В середине 2003 года Европейское космическое агентство запустило корабль «Марс Экспресс» в полугодовое путешествие на Красную планету. С приборами для исследования атмосферы, поверхности и недр, он вышел на орбиту Марса 25 декабря.

Тем не менее его британский посадочный аппарат, «Бигл 2», который должен был исследовать скалы и почву на наличие признаков прошлой или настоящей жизни, не смог установить радиосвязь после приземления на марсианскую поверхность в тот же день. В течение нескольких недель после своего прибытия орбитальный аппарат «Марс Экспресс» обнаружил обширные поля водяного льда, а также льда углекислого газа на южном полюсе и подтвердил, что южная полярная шапка, как и северная, содержит постоянно замерзшую воду. Здесь также обнаружены крупные богатые серой залежи, в основном в долине Маринерс, и глинистые минералы в сильно зазубренной местности.