Подземная жизнь на Марсе

В течение десятилетий ученые сканировали поверхность Марса на предмет признаков древней жизни. Но заглянув немного глубже, они натолкнулись на исторические жилые зоны в неожиданных местах.

Расширив свои поиски, группа исследователей обнаружила, что древние недра Красной планеты могли содержать микробную жизнь на протяжении сотен миллионов лет. Заимствуя водородные электроны из воды, микробы могли иметь достаточно энергии, чтобы не только выжить под землей, но и процветать на много километров ниже поверхности. Если это правда, будущие миссии потенциально докажут существование марсианской жизни раз и навсегда. Обширные сообщества подземных микробов здесь живут в темноте без доступа к химической энергии Солнца, единственного источника энергии для большинства организмов на планете. Этим предприимчивым бактериям, тем не менее, удается выжить, выделяя водородные электроны из молекул воды, которые просачиваются в недра, процесс, который производит достаточно энергии, чтобы они могли жить.

Несмотря на суровые условия, чрезвычайно тонкая атмосфера Марса и интенсивная радиация фактически поддержали бы эти экосистемы. Когда излучение попадает на поверхность воды, оно запускает процесс, называемый радиолизом, когда молекулы воды распадаются на водород и кислород. Как только молекулы разрушаются, микробы могут легко использовать молекулярный водород для поддержания своего существования.

Чтобы выяснить, могли ли существовать эти подземные сообщества, исследовательская группа рассмотрела три различных фактора. Во-первых, они использовали данные гамма-спектрометра космического корабля НАСА для составления карт содержания тория, калия и урана в коре Марса. Эти элементы испускают излучение, когда они разрушаются, вызывая радиолиз. Они также распадаются с постоянной скоростью, поэтому, рассчитав их текущее содержание, они могут оценить, сколько радиации выпало на протяжении всей истории.

Врезанные дно озера и высохшие реки говорят нам, что не было недостатка в воде, подверженной воздействию радиации, но команде все еще нужно было выяснить, сколько ее впиталось в землю. Для этого они использовали измерения плотности, чтобы увидеть, насколько пористая кора Марса, что позволило им оценить, сколько воды попадало в недра. Последним шагом был поиск подземных районов, которые могли похвастаться комфортной температурой. Они использовали геотермальные и климатические модели, чтобы увидеть, какие области были достаточно теплыми, чтобы в них находилась жидкая вода, но они не были такими теплыми, чтобы тепло от ядра Марса могло повредить экосистеме.

Сложив эти факторы, исследователи обнаружили, что около 4 миллиардов лет назад недра Марса поглощали достаточно водорода, чтобы предоставить микробам условия для жизни на сотни миллионов лет. Их модель показывает, что экосистемы простираются на несколько км в недра и могут противостоять как более теплым, так и более холодным условиям, чем ожидалось. Фактически, толстые слои льда задерживают молекулы водорода под землей, делая чрезвычайно холодные регионы идеальным местом для голодных микробов.

У людей есть представление о том, что холодный ранний климат Марса вреден для жизни, но на самом деле в холодном климате больше химической энергии для жизни под землей. Единственный способ доказать эту теорию, однако, состоит в том, чтобы исследовать области, где сейчас обнаружены недра, например, глубокие метеоритные кратеры. К счастью, марсоход NASA Mars 2020 скоро отправится на Красную планету и будет использовать эти новые данные для продолжения нашего поиска марсианской жизни.

Фото: justmedia.ru