Учёные определят причины возникновения шизофрении, аутизма и депрессии

Учёные определят причины возникновения шизофрении, аутизма и депрессии

В этом исследователям поможет изучение ДНК. Человеческая ДНК уже помогла определить множество вариаций генов, ответственных за самые разные заболевания психики. Но конкретные функции этих генов и то, как именно они влияют на человеческий мозг, было неясно. Именно этим вопросом и занялись специалисты из объединения PsychENCODE. На протяжении трёх лет они изучали мозги человека, которые хранятся в банках тканей, и искали гены, провоцирующие возникновение аутизма, шизофрении и прочих психических заболеваний. Об этом сообщил журнал Science Magazine.

Во время исследования пристальное внимание уделялось таким участкам тканей, которые ответственны за функционирование генов, кодирующих белки. Согласно более ранним исследованиям, такие участки чаще всего и являются причинами повышения риска заболеваний психики. Изучив более двух тысяч образцов из банков тканей, учёные зафиксировали различия в активности этих областей при разных заболеваниях и на разных этапах мозгового развития.

Результатом проведённого исследования стал наиболее полный на данный момент анализ воздействия подобных регуляторных регионов на мозг человека. Исследователи выявили около 16 тысяч областей такого рода. Это в три раза больше, чем было известно до сих пор.

Более того, кроме отдельных генов, влияющих на человеческий мозг, группа исследователей обнаружила большое количество так называемых "геномных модулей". "Геномные модули" представляют собой целые группы генов, имеющих похожие функции и экспрессирующихся вместе, т. е. вместе преобразующих наследственную информацию в РНК или белок. Была обнаружена связь многих из найденных "геномных модулей" с расстройствами психики. К примеру, группа генов, которые контролируют выработку и выделение нейромедиаторов в организме, демонстрировала повышенную активность при биполярном расстройстве личности и шизофрении, что позволяет предположить, что именно эти гены являются причинами данных расстройств.

Специалисты заявляют, что полученная в результате исследования информация поможет лучше понять природу психических заболеваний, а также разработать более эффективные лекарства для их лечения.

Однако не все учёные оптимистично оценивают результаты исследования. Некоторые исследователи полагают, что существующие определения болезней психики слишком расплывчаты, чтобы использовать их при анализе. Помимо этого, специалисты заявляют, что некоторые расстройства, к примеру, шизофрения или аутизм гетерогенны, т. е. могут быть спровоцированы различными генетическими маркерами, а потому невозможно выявить только одну причину их возникновения лишь путём анализа экспрессии генов.

Дальнейшее развитие медицины и исследований генов и их влияния на деятельность человеческого мозга покажут, были ли полезны результаты предпринятого PsychENCODE исследования. Возможно, вскоре найдётся эффективное средство лечения многих психических расстройств.

Фото: nazende. com