Взрывающиеся звезды помогли убить древних морских монстров

Миллионы лет назад в океанах Земли обитало множество гигантских черепах и невероятных размеров акул. Потом, примерно 2,6 млн лет назад, они неожиданно стали вымирать.

В результате вымирания морской фауны Плейстоцена погибла примерно треть всех крупных морских обитателей планеты, включая мегалодона (гигантскую акулу, которую так полюбили режиссеры), достигавшую 25 метров в длину. Ученые не знают точно причин этого вымирания. Возможно, его вызвали изменения климата. Это было время, когда ледники стали вытеснять океаны (начало нового ледникового периода), и прибрежные источники питания существенно уменьшились. Но у некоторых ученых вызывало сомнение, что эти факторы сами по себе могли привести к массовому вымиранию морских животных. Новое исследование, которое только в 2019 году будет опубликовано в журнале "Астробиология", предполагает, что возможным помощником ледников в деле уничтожения древних обитателей морей были взрывающиеся звезды.

Профессор физики из Университета Канзаса Адриан Мелотт заявляет, что есть доказательства того, что это вымирание совпало со взрывом сверхновой (может быть, таких звезд было несколько) вблизи от Солнечной системы. Если мощные взрывы произошли достаточно близко, они могли облучить планету радиацией, увеличивая случаи смертельных заболеваний среди морской фауны на протяжении сотен лет. При этом шансов на выживание было меньше именно у крупных животных. Мелотт выяснил, что вероятность смертельных заболеваний, таких как рак, могла возрасти на 50 процентов для существа размером с человека и увеличивалась вместе с размерами.

Мелотт и его коллеги взяли за основу своей гипотезы данные, полученные в 2016 году, когда на морском дне были найдены следы изотопа железо-60, период полураспада которого составляет 2,6 млн лет. Если бы эти изотопы сформировались вместе с Землей, они давно бы распались. Единственное предположение об их происхождении — что они пришли из космоса. Ученые, написавшие исследование 2016 года, считали, что эти изотопы имеют прямое отношение к серии взрывов сверхновых, которые произошли примерно между 8,7 млн и 1,7 млн лет назад на расстоянии около 325 световых лет от Земли. Мелотт говорит, что этого расстояния достаточно, чтобы последствия не были разрушительными для планеты, но это все же слишком близко, чтобы она почувствовала на себе воздействие произведенного взрывами излучения. Часть его могла принять форму мюонов, тяжелых частиц, которые формируются, когда космические лучи сталкиваются с другими частицами в атмосфере планеты. Мелотт говорит, что поскольку мюон массивнее электрона, то вполне может проникнуть глубоко под землю или под поверхность океана. Если в результате взрыва сверхновой на морских обитателей обрушился дождь из мюонов, это вполне могло привести к увеличению числа мутаций, заболеваний и массовому вымиранию.

Фото: mks-onlain.ru