Более 2% нашей ДНК принадлежит неандертальцам

Более 2% нашей ДНК принадлежит неандертальцам

Мы с удовольствием зачитываемся трогательными историями любви между представителями разных сословий, национальностей, рас и враждующих кланов. Но недавно возникла заявка на историю нового уровня — межвидовую. Учёным американского Университета Темпл удалось найти подтверждение скрещивания между людьми и неандертальцами.

Как говорится в журнале "Nature Ecology and Evolution", предки современных европейцев и восточных азиатов массово скрещивались с палеоантропами как минимум два раза.

Большинство учёных считает, что первые Гомо сапиенсы (это мы, хотя бы формально) возникли около 200-400 тысяч лет назад в Африке; примерно 180 тыс. лет назад люди современного типа уже попали на территорию восточного побережья Средиземного моря, а остальную Евразию покорили где-то 60-120 тысяч лет назад.

Там-то и произошла судьбоносная встреча древних людей и так называемых палеоантропов, которых можно считать дальними родственниками наших предков. К ним относят неандертальцев, а ещё денисовцев, открытых совсем недавно. Если с неандертальцами наши предки встретились на территории нынешней Европы, то с денисовцами — в Азии. Как обнаружили ученые из Университета Темпл, геном европейского человека включает в себя от 2 до 6% ДНК палеоантропов; у восточных азиатов цифры более впечатляющие: они превышают европейские показатели на 12-20%.

Если перевести всё это на нормальный язык, получится, что такая значительная доля ДНК неандертальцев в геноме человека свидетельствует о неоднократном контакте между видами. Этот вывод взяли не с потолка. Учёные пытались найти и другие объяснения такому положению дел. Например, кто-то предположил, что это результат естественного отбора, направленного против ДНК палеоантропов; кто-то выдвинул гипотезу о том, что так на ДНК повлияли гены одного из первых племён, вышедших за пределы Африки. Но самой удачной оказалась гипотеза о неоднократных контактах.

А теперь начинается настоящая доисторическая "Санта-Барбара", потому что проследить за всеми любовными хитросплетениями человеку, далёкому от палеоантропологии, будет непросто. Денисовцы как минимум дважды скрещивались с предками современных людей. Вот почему в геноме некоторых современных народностей присутствуют два разных генетических набора. Первый, достаточно далёкий от денисовцев, украшает ДНК австралийских аборигенов и папуасов; а второй встречается у восточных азиатов и очень схож с денисовским ДНК. Возникает вопрос: а при чём здесь неандертальцы, о связи с которыми говорилось в начале статьи?

А при том, что такие "двойные" геномные структуры, как у потомков денисовцев, у современного человека отсутствуют, если среди его предков "затесались" неандертальцы. Когда началось расселение людей по Евразии, неандертальцы были генетически однородны, а генетическая картина у денисовцев варьировалась от популяции к популяции. Поэтому и получилось, что люди, в чьём геноме есть примесь ДНК денисовцев, генетически друг от друга отличаются.

Пожалуй, лучше почитать книги о любви между представителями разных сословий или рас и враждующих кланов. Можно даже о любви к инопланетянам. А вот к межвидовым историям человечество ещё не совсем готово.

Фото: m.ustinka.kz