Спутник находит остатки древних континентов подо льдом Антарктиды

Исследователи обнаружили остатки затерянных континентов, скрытые под ледяными покровами Антарктиды. Они нашли подсказки о том, каким образом континент отделился от суперконтинента в прошлом и как ледяные щиты могут двигаться в будущем.

Используя спутниковые данные о гравиметрической карте, а также сейсмологическую информацию, ученые воссоздали характерные особенности литосферы Земли, которая состоит из твердой коры планеты и участка плавленого слоя под ней.

Команда исследователей из Кильского университета и Британской антарктической службы (БАС) использовала данные, полученные с космического корабля Европейского космического агентства «Гравитация» и спутника Ocean Circulation Explorer (GOCE), который вращался вокруг Земли в период с марта 2009 г. до ноября 2013 г. Их работа была опубликована в журнале Scientific Reports.

«Эти гравитационные снимки меняют коренным образом нашу способность изучать Антарктиду, наименее понятный континент на Земле», - сообщил в интервью Фаусто Ферраччоли, соавтор исследования, научный руководитель в области геологии и геофизики БАС.

Ученые использовали данные, полученные со спутника GOCE для создания 3D-изображений Земли с особым упором на районы Антарктиды, глубоко погруженные под тяжелые слои льда. Изображения показывают отделение Антарктиды от древнего суперконтинента Гондвана, который в свое время был частью еще большего суперконтинента, известного как Пангея.

Исследователи также создали видео, реконструирующее отделение Антарктиды от Гондваны.

Несмотря на то, что, как говорят ученые, «толстый слой ледяного покрова и удаленность Антарктиды делают особенно сложными геологические и геофизические исследования, им удалось узнать больше об этом озадачивающем континенте.

«В Восточной части Антарктиды мы наблюдаем интересную картину геологических особенностей. С их помощью можно определить, что общего и чем отличается земная кора под Антарктидой и другими материками, с которыми она была соединена более чем 160 миллионов лет назад», - сказал Ферраччоли.

Результаты также показали, что Западная часть Антарктиды имеет более тонкую кору и литосферу в сравнении с Восточной частью Антарктиды, в состав которой входят старые кратоны (более старые и стабильные части литосферы) и более молодые орогены (горно-складочные континентальные пластины).

Исследователи говорят, что эти результаты дают представление о том, как структура Антарктики влияет на движение ледяных щитов, а также о том, каким образом континенты будут двигаться по мере таяния льда.

«Удивительно видеть, что прямое использование гравитационных градиентов, которые впервые были измерены с помощью (GOCE), приводит к новому независимому взгляду на Землю», - говорит Роджер Хаагманс, ученый принимающий участие в данной миссии. «Это также разъясняет то, каким образом, возможно, были связаны континенты в прошлом, прежде чем они отделились друг от друга в результате движения плиты».

Фото: newsfrol.ru