Наука и жизнь

Черные дыры мешают образованию галактик

Жестокое излучение так называемых светящихся сверхмассивных черных дыр активно влияет на космическое пространство. Оно способно даже подавлять образование галактик на огромных расстояниях.

Яркие квазары держатся на расстоянии от мега-скоплений галактик

Кроме этого, астрономы установили весьма странную взаимосвязь между протокластерами галактик, то есть галактическими скоплениями в период их формирования, и квазарами.

Команда японских учёных исследовала 151 светящийся квазар в древнейшую эпоху - 12 миллиардов лет назад. Ведь дошедший сейчас до нас их свет начал свой путь миллиарды лет назад. к удивлению, обнаружила, что большинство из них находится на значительном удалении от скоплений.

По есть самые яркие квазары почему-то избегают наиболее плотных кластеров.

Результаты показали, что квазары не могут рассматриваться в качестве надежного маркера протокластеров, как считалось ранее. А что более важно - для объяснения их активности механизмы галактических слияний уже не подходят. Надо искать другие причины.

Более того, поскольку вблизи самых ярких квазаров звездные скопления как раз менее плотные, это очень может означать, что как раз крайне жестокое излучение таких светящихся сверхмассивных черных дыр и подавляет образование галактик в их окрестностях на огромных даже по космическим меркам расстояниях.

Однако научной группе всё же удалось обнаружить и противоположное - две пары квазаров, находящих в протокластерах. Квазары - крайне редки, а их пары - вообще огромная редкость. Поэтому факт, что обе эти пары связаны со скоплениями галактик всё-таки заставляет предположить зависимость активности квазаров со средой протокластера.

Древнейшее излучение в прямом смысле пролило свет и на свойства космических пустот

В данном случае астрономы использовали свойства реликтового излучения - эха Большого взрыва, чтобы определить свойства вещества в самых разреженных областях Вселенной.

Благодаря этому они, в частности, впервые смогли напрямую убедиться, что в таких регионах пониженное давлениие. Статья с этим результатами опубликована в научном журнале Physical Review D.

Не только астрономы изучают галактики и не только их для решения многих задач.

Во Вселенной есть также войды. Это - обширные области, заполненные веществом, плотностью ниже средней по Вселенной. Размер войдов неимоверно колоссален - может составлять до сотен миллионов световых лет.

В этих вселенских регионах почти нет светящихся объектов, но это совсем не значит, что там - только вакуум. В войдах всё-таки присутствует газ, свойства которого могут многое рассказать о круговороте энергии, материи и многих других вопросах бескрайней Вселенной.

Но скорее всего, это - дело совсем неблизкого будущего.

Создана самая крупная карта сверхскоплений и войдов

В научной работе коллектив учёных Оксфордского университета под руководством Дэвида Алонсо впервые применил эффект Зельдовича-Сюняева для изучения войдов.

Этот феномен связан с изменением температуры фотонов реликтового излучения при взаимодействии с электронами. Обычно он применяется для исследований скоплений галактик, так как газ скоплений очень горяч и рассеяние реликтового излучения довольно заметно.

В данном исследовании были наложены друг на друга карты реликтового излучения с изображениями 774 войдов. В результате этого астрономы смогли изучить и оценить различные свойства находящегося в них газа, например, давление электронов.

Давление в войдах оказалось ожидаемо ниже, чем в среднем по Вселенной. Но учёные обнаружили также указания, что температура вещества в этих регионах может быть заметно выше, чем сейчас принято считать.

Это может означать, что джеты сверхмассивных черных дыр, вылетающие из квазаров и радиогалактик, определяют параметры материи даже в таких неимоверно удаленных областях.

Пока всё же точность данных не очень велика в силу нынешнего научно-технического развития. Поэтому точнее и детальней разобраться в таком сложном спектре вопросов можно будет только лишь с введением в строй более совершенных телескопов новейшего - будущего - поколения.