Комментарий дня

Почему атмосфера планеты-супергиганта удивила ученых

Атмосфера только что обнаруженной гигантской планеты очень удивила даже многоопытных астрономов и учёных смежных специализаций.

Сверх-планета с супер-водной атмосферой не похожа на планеты Солнечной системы

Астрономы, работающие с мощнейшими космическими телескопами «Хаббл» и «Спитцер», сообщили об открытии крайне интересной необычной планеты, расположенной по космическим меркам не так уж далеко от Земли.

До неё от нас - всего лишь 700 световых года. Обнаруженный объект получил официальное название WASP-39b. Интересен он тем, что по предположению специалистов имеет просто невообразимо огромные запасы воды в своей атмосфере.

Об этом открытии группа космических первооткрывателей сообщила в статье, которая была опубликована в научном журнале Astronomical Journal.

«Открытие WASP-39b показывает, что экзопланеты других планетарных систем могут быть совершенно непохожими на небесные тела Солнечной системы по химическому составу и истории, - заявил астроном из Университета Эксетера (Великобритания) Дэвид Синг. - Мы считаем, что открытие в будущем других необычных объектов такого же рода поможет раскрыть тайны того, каким образом формируются и эволюционируют различные планеты».

Есть ли жизнь на далёких, но подобных Земле планетах?

В целом последние годы оказались достаточно щедрыми на открытия планет, которые претендующих на роль пусть и не вылитых двойников, но как минимум "сестёр" нашей родной Земли.

Первой из их числа стала планета в системе нашей ближайшей звездной соседки Проксимы Центавра. Потом были открыты одна за другой три новых планеты - в открытой системе TRAPPIST-1, которая расположена в созвездии Водолея. Всего же там находятся сразу аж семь подобных Земле планет.

Все вышеупомянутые космические тела вращаются вокруг звезд класса красный карлик. Всех их также объединяет не очень большой размер и нахождение в так называемой обитаемой зоне звезды. Такое оптимальное расположение позволяет воде на поверхности планет находиться в жидком виде.

В рамках самых последних исследований, проведенных с помощью телескопа «Хаббл», астрономы выяснили, что на некоторых планетах TRAPPIST-1 действительно вполне может иметься вода.

По мнению учёных, да и просто здравого смысла, это значительно повышает шансы на наличие жизни на их поверхности. А уж для форм жизни подобных нашей, вода естественно, является непременным условием.

Гигантская планета с горячим водоснабжением

Исследовательская группа Синга практически одновременно с этим обнаружила, что вода может присутствовать, причем в очень больших количествах, не только лишь на земплеподобных планетах, но даже в атмосферах настоящих гигантов, которые по размерам и массе близки к Сатурну и Юпитеру.

Сделать такой неожиданный вывод астрономам позволили наблюдения за планетой WASP-39b, которая относится к классу «горячих сатурнов». Она расположена в созвездии Девы, это - на расстоянии в 700 световых лет от нас.

Открыта данная планета была ещё семь лет назад. Обнаружить WASP-39b удалось с помощью южно-африканского телескопа SuperWASP благодаря тому, что она периодически заслоняла свет своей родной звезды.

Интереса этому газовому гиганту добавляет также такой факт, что планета расположена очень близко к звезде, из-за чего год на ней длится всего четыре дня. Такое крайне тесное соседство со звездой привело также к тому, что атмосфера планеты-гиганта прогрета до 750 градусов Цельсия и сильно раздута.

Благодаря этому WASP-39b по размерам сопоставима с Юпитером, хотя имеет массу примерно в три раза меньше него.

Такие особенности делают планету очень интересной для дальнейшего изучения химического состава атмосферы, - отметили учёные люди астрономы.

А благодаря раздувшейся и от того разряженной атмосфере и предельной близости лучам света звезды проникать через нее гораздо проще. Это отличие от небольших - узких, зато крайне плотных атмосфер холодных газовых гигантов и даже аналогов Земли, значительно упрощает её изучение.

Даже планета переселилась с окраины к центру?

С помощью упомянутых телескопов «Хаббл» и «Спитцер» астрономы уже получили спектральные данные этой планеты. Они позволили выяснить, какие именно молекулы преимущественно присутствуют в атмосфере и даже измерить их соотношение.

Учёные оказались в удивлении от того, что атмосфера «горячего сатурна» содержит не только большое количество водорода, метана, аммиака и других углеводородов, но и много воды.

Её доля, отметили планетологи, оказалась ориентировочно в три раза выше, чем у нашего Сатурна и в десятки раз больше, чем в атмосфере других подобных планет класса «горячие сатурны» и «горячие юпитеры».

И вот объяснить наличие такого большого количества воды в атмосфере такой планеты оказалось для учёных гораздо сложней, чем установить сей факт, - отметил Синг. - Особенно если она первоначально сформировалась именно там, где и находится сейчас.

Но исследователи подозревают, что объект появился на свет все-таки не совсем там, а ближе к периферии своей планетарной системы, а уже затем мигрировал ближе к звезде.

Однако, как именно происходило предполагаемое переселение планеты, ученые тоже ответить не могут. Они надеются, что дальнейшие наблюдения, сбор данных и их изучение всё-таки со временем позволят отгадать и эту загадку.