Наука и жизнь

Только не смейтесь: с этого динозавра началась история монстров юрского периода

В первые годы юрского периода, когда мир восстанавливался после одного из худших массовых вымираний в истории, скромные мясоеды из Уэльса прокладывали путь самым грозным хищникам, когда-либо ступавшим по этой планете. Ученые объявили об открытии ископаемых останков динозавра под названием «дракораптор» (Dracoraptor), который жил 200 миллионов лет назад и был предшественником появившихся позже плотоядных монстров вроде тираннозавров (Tyrannosaurus rex), аллозавров (Allosaurus) и спинозавров (Spinosaurus).

«Дракораптор» означает «драконий вор». Красный дракон изображен на валлийском флаге.

Ископаемое представляет несовершеннолетнюю особь 2,1 метра в длину (взрослые особи, возможно, достигают 3 метров), говорит палеонтолог Стивен Видович из Британского университета Портсмута.

В конце триасового периода, незадолго до появления дракорапторов, вымерла примерно половина видов Земли. Ученые не уверены в причинах этой катастрофы. Среди гипотез и падение астероида вроде того, что приговорил динозавров 66 миллионов лет назад, и вулканическая активность, и изменения климата.

Это событие массового вымирания, которое произошло в юрском периоде, позволило динозаврам стать доминирующими наземными животными. Самыми крупными наземными хищниками конца триаса были не динозавры, а равизухии, четырехногие рептилии. В реках царили фитозавры, огромные крокодиловые рептилии.

Обе эти группы исчезли в ходе массового вымирания, освободив путь плотоядным динозаврам, которые до тех пор были слишком малых размеров, чтобы стать царствующими наземными хищниками.

Видович говорит, что ископаемые дракорапторы, обнаруженные в 2014 году на пляже рядом с валлийским городом Пенартх, наиболее полно представляют динозавров, оставшихся с тех времен, — сохранилось 40% скелета.

«Этот динозавр заполняет некоторые пробелы в наших знаниях о динозаврах, которые пережили триасовое вымирание и дало толчок к развитию всех динозавров, которых мы знаем из «Парка Юрского периода», книжек и телевизора, — говорит Видович. — Динозавры размножились и заполнили экологические ниши раннего юрского периода.

Это был один из первых представителей группы теропод, которая включала T. rex, и он был такой же формы, только намного меньше.

«Он практически обнаружил формулу успеха для крупных наземных плотоядных», говорит Видович. И если крупные тероподы охотились на крупную добычу, дракорапторы довольствовались небольшими ящерками и млекопитающими, обрабатывая их небольшими, но частыми зубами длиной до сантиметра.

Экотуризм: что это и для чего нужно

Многие сейчас пытаются жить так, чтобы как можно меньше навредить окружающей среде.

Отказываемся от мяса ради планеты

Ученые полагают, что отказ от мяса и кисломолочных продуктов животного происхождения может колоссально изменить экологическую ситуацию на планете и сократить пагубное воздействие человека на окружающую среду.

Когда наш мозг отдыхает тайком от нас - ждите подставы

Недавние две работы, опубликованные в Neuron, объясняют природу нашего сознания и восприятие им окружающего мира. Авторы статей считают, что наш мозг не в состоянии постоянно анализировать всё происходящее.

Саргассово море - самое таинственное море на планете

Можно ли представить себе море без берегов внутри другого моря, точнее, океана? В случае с Саргассовым морем - можно!

Кольская сверхглубокая скважина открыла новые тайны

Эта самая глубокая скважина в России, и в мире расположена на Кольском полуострове. Она уходит вглубь земли более, чем на 12 километров. Ее бурение было остановлено в 1992 году, так как существующие технологии не позволяли бурить еще глубже.

Везувий: смерть Помпеи