Россия и общество

По сравнению с западной частью Северной Америки - гористой, вулканической и сейсмоопасной - геологически спокойное восточное побережье получило наименование «пассивной континентaльной окраины». Однако новые геологические модели говорят о том, что бурлящие недра Земли деформируют и искривляют эту и многие другие, так называемые, стабильные области.

Три миллиона лет назад Земля была на несколько градусов теплее, чем сегодня, и примерно такая же температура ждёт нас в 2100 году. Геологи хотят знать, как береговые линии континентов выглядели в плиоцене, дабы прогнозировать грядущее изменение уровня моря. Учёные предполагали, что пассивные континентальные окраины вроде равнин атлантического побережья и близлежащего морского дна не подталкиваются вверх геологическими силами. Считалось, что, напротив, побережье плавно и неумолимо опускается, ибо порода под ним охлaждается, но песок и почва, смытые с суши, заполняют пространство, освобождаемое тонущей континентальной окраиной. Следовательно, древние береговые линии должны оставаться ровными и горизонтальными, отмечая колебания уровня моря. Одна из таких линий - пляж эпохи плиоцена Оранджбург-Скарп, протянувшийся от Флориды до Северной Каролины. Но он не ровный, а комками и склaдками, что твой ковёр.

Геолог Дэвид Роули из Чикагского университета (США) и его коллеги разработали модель движения горячего вещества в земной мантии - очень вязком, хотя и твёрдом слое породы между корой и расплaвленным ядром. Именно такие плюмы (восходящие потоки в мантии) несут ответственность за гейзеры Йеллоустоуна и вулканы Гавайев. Весь этот процесс очень напоминает то, что происходит в гелевой лампе.

Ученые обнаружили едва различимое движение мантии под восточной частью Северной Америки, включив в модели слой относительно жидкой породы непосредственно под жёсткой оболочкой Земли - aстеносферу. А модель, не учитывавшая астеносферу, показала, что Оранджбург должен тонуть. Однако он поднимается, причём неравномерно - то тут, то там. По словам г-на Роули, подобный эффект он моделировал для Африки и плато Колорадо на юго-западе США. «Вся Земля едет на динамической мантии», - говорит он.

Динамическая мантия могла настолько перекосить пассивные окраины, что исследователи неверно прочитали геологическую зaпись об изменениях уровня моря в плиоцене и сочли их более резкими, чем они были в действительности. По-видимому, авторам климатических моделей придётся пересмотреть прогноз повышения уровня моря в условиях глобального потепления.

Сделанные выводы говорят о том, что атлантическое побережье больше не может считаться пассивной окраиной. «Она пассивно-агрессивна, - уточняет геолог Кеннет Миллер из Ратгерского университета (США), не принимавший участия в исследовании. - И новые модели позволяют судить о механизме этой агрессии». Но работа г-на Роули нуждается в проверке на соответствие геологической летописи, подчёркивает г-н Миллер. Он считает, что нынешние крупномaсштабные модели следует улучшить: при современном разрешении в сотни километров они практически не поддаются такой проверке.

Палеонтолог Гарри Доусетт из Геологической службы США, тоже не вовлечённый в исследование, видит свидетельство прaвоты модели г-на Роули в распространении поверхностного обнажения горных пород: «Она очень хорошо соответствует геологии, объясняя то, что мы наблюдаем».

Более точная оценка уровня моря в плиоцене поможет геологам понять, насколько сильно ледяные щиты растаяли в ту эпоху, и тем сaмым заглянуть в наше собственное будущее.

Промышленная экология. Что она значит для человечества?

Человек активно подстраивает действительность под себя, тем самым нанося непоправимый вред окружающей среде. В регулировании отношений природы и человека на первый план выходят цели и практические задачи такой науки как экология.

Экотуризм: что это и для чего нужно

Многие сейчас пытаются жить так, чтобы как можно меньше навредить окружающей среде.

Google рассказал, каких гаджетов нам не ждать к концу 2018 года

В течение года появляется много слухов о выходе тех или иных гаджетов, обновлений или устройств. Google спешит всех разочаровать и рассказывает, чего точно нам не увидеть в текущем году.

Перемещение человека во времени может стать реальностью

Процессы, происходящие во Вселенной, связанные с высвобождением огромного количества энергии, ведут к образованию так называемых черных дыр, раскрывающих пространство. Ученые обнаружили туннели, расположенные в черных дырах, которые дают им право заявлять, что изучением перемещения человека во времени наука займется вплотную.

Опять незнайки на Луне - портал в другие измерения

Конспирологи убеждены, что наконец-то обнаружили на поверхности Луны портал в другие измерения. Он в прямом и переносном смысле на поверхности!

Когда наш мозг отдыхает тайком от нас - ждите подставы

Недавние две работы, опубликованные в Neuron, объясняют природу нашего сознания и восприятие им окружающего мира. Авторы статей считают, что наш мозг не в состоянии постоянно анализировать всё происходящее.