Россия и общество

В ближайшие дни аэропорты Москвы ждет топливный паралич

Несмотря на заверения представителей Минэнерго о достаточном количестве производимого нефтяными компаниями авиакеросина, авиатопливо полностью пропало с биржевого рынка. В связи с этим, авиатоплива в московских аэропортах не хватит до конца октября, если не будут выделены 180 тысяч тонн из Росрезерва, такое заявление сделал замминистра транспорта Валерий Окулов. При этом рынок начинает лихорадить несмотря на то, что решение о выделении 180 тысяч тонн топлива из Росрезерва было одобрено.

При этом в пятницу Минэнерго сообщило, что московские аэропорты заключили контракты на поставку почти 98% от общего объема авиатоплива, необходимого в октябре, однако за первые шесть дней месяца снизили потребление керосина на 20% по сравнению с запланированным. По данным Минэнерго, суммарная плановая потребность аэропортов "Шереметьево", "Домодедово" и "Внуково" в октябре этого года составляет 326,8 тысячи тонн керосина, из которых 319,5 тысяч тонн (97,8%) уже законтрактовано. По словам Окулова, топлива в 2011 году потребляется не больше, чем в 2007 году, и "дефицит возник на ровном месте".

По словам Окулова, Минтранс пересмотрел проект постановления о запасах авиатоплива в аэропортах, предполагающий, что запасов авиатоплива должно хватать на десять дней. Он отметил, что будет достаточно, чтобы запасов хватало на пять дней. Окулов также отметил, что в аэропортах "Домодедово" и "Шереметьево" емкости для хранения авиатоплива рассчитаны на пять суток и в аэропорту "Внуково" - на чуть больший срок, сообщает РИА Новости.

В свою очередь, единственный поставщик топлива в аэропорт "Домодедово" - компания ТНК-BP сообщает, что производство авиакеросина предприятиями наращивается, но на рынке ситуация со спросом растет, и потому его на всех не хватает. Напомним, после того, как в августе 2011 года в аэропортах заметили отсутствие топлива, к решению вопроса подключилась Генпрокуратура.

По данным "Вестей", аналогичная ситуация с топливом может возникнуть и в других аэропортах страны. Первым в этом списке назван екатеринбургский аэропорт "Кольцово", куда недопоставлено более половины от нужного объема авиационного керосина. Уральская воздушная гавань сможет протянуть на оставшемся топливе до пяти дней.

В конце августа - начале сентября возникла напряженность с поставками авиакеросина в аэропорты Московского узла, в связи с чем глава правительства Владимир Путин дал поручение о стабилизации ситуации. Напомним, что причиной нехватки топлива в аэропортах было в том числе то, что ряд НПЗ были закрыты на профилактический ремонт, также была внеплановая закупка для нужд Минобороны.

Напомним, что в связи с напряженной ситуацией с поставками авиакеросина в аэропорты, с вице-премьер РФ Игорь Сечин предложил поручить Федеральной службе по тарифам устанавливать тарифы на услуги топливно-заправочных комплексов во всех аэропортах, где нет альтернативных ТЗК. Сечин также предложил ФСТ проверить обоснованность тарифов, поскольку в настоящее время зачастую ТЗК устанавливает тарифы без экономического обоснования. Он добавил, что в ходе анализа ситуации было выявлено фактическая монополизация рынка услуг по поставкам топлива в большинстве аэропортов. Эта ситуация приводила к тому, что ТЗК единолично доминировали на рынке и безальтернативно предоставляли аэропортам свои услуги. Кроме того, была выявлена серьезная дифференциация между регионами по ценам на услуги ТЗК

В свою очередь, в середине сентября пресс-секретарь Минэнерго РФ Дмитрий Клоков заявил, что предпосылок для возникновения кризиса на российском рынке авиационного керосина нет, рост биржевых цен на авиатопливо связан со спекулятивным фактором, сообщает "Прайм". По данным Минэнерго, отпускные цены НПЗ на авиационный керосин выросли к августу на 3,5% - с 22,934 тысячи рублей за тонну до 23,747 рублей (на 17 сентября), а к началу года - всего на 0,2%.
Более существенный рост биржевых цен на авиационный керосин представитель Минэнерго России связывает со спекулятивным фактором. "Если при поставке по прямым договорам конечный потребитель понятен, то объемы, приобретаемые на бирже, могут впоследствии перенаправляться на внутренний рынок в качестве компонента смешения для получения зимнего дизельного топлива", - отмечает он.

По словам представителя министерства, с этим в большой степени связан тот факт, что при реализации авиационного топлива на бирже на уровне 15% от общего объема продаж, спрос по-прежнему в девять раз превышает предложение.

Как отметили участники рынка, авиакеросин идет в первую очередь на выполнение прямых контрактов (с "Аэрофлотом" и "Трансаэро"), а уже потом на ТЗК аэропортов для обеспечения потребностей более мелких российских игроков. По оценкам эксперта, около 20% потребностей авиакеросина восполняется в последнюю очередь, что и вызывает нервную реакцию на рынке.
Информацию о том, что авиакеросина им достаточно, подтверждают в "Аэрофлоте". "До конца года компания на 100% обеспечена им",- написал в пятницу в своем Twitter генеральный директор перевозчика Виталий Савельев. Проблем с топливом не испытывают и в "Трансаэро".

Между тем, как следует из материалов информационно-аналитического центра "Кортес", цены на высокооктановый бензин на спотовом рынке России за период с 12 по 16 сентября снизились, в то время как авиакеросин подорожал. Комментировать рост цены авиационного керосина в министерстве отказались, отметив, что это относится к сфере коммерческой деятельности компаний.
При этом на мировых рынках стоимость авиационного керосина падает. Соответствующий индекс Platts (на условиях доставки топлива в порты Амстердама, Роттердама или Антверпена) снизился за последний месяц на 8%, до €959,25. Эксперты прогнозируют, что тенденция снижения мировых цен сохранится.

Image

К чему приведет таяние льдов вечной мерзлоты на территории России

Почти 11 миллионов квадратных километров (или около 60%) российских площадей охватывает криолитозона, называемая вечной мерзлотой.

Image

Пришельцы могут погубить экосистему рек Коми

Ученые бьют тревогу: в водоемах Коми отмечается насилие пришельцев - рыб из других регионов России, что может привести к экологической катастрофе

Image

Солнечный свет может помочь уничтожить пылевые бактерии

Исследование, опубликованное в журнале Microbiome, показало, что в помещениях, подверженных воздействию солнечных лучей, количество жизнеспособных бактерий составило около половины обитающих в пыли бактерий, которые находились в темноте.

Image

Создан новый картон, супер-сильный и ультра-гибкий

Трудно представить, что картон нуждается в переосмыслении. В конце концов, этот крепкий старый друг служил нам хорошо с тех пор, как он дебютировал в Китае более 2000 лет назад в качестве листов обработанной коры тутового дерева.