На Красной планете найдены доказательства существования марсиан

Российские и французские учены сделали любопытное открытие, которое может в корне перевернуть представление о Марсе. По их данным, атмосфера Марса содержит более чем в 10 раз больше водяного пара, чем считалось ранее, сообщает РИА Новости.

Атмосфера Марса содержит в 10 тысяч раз меньше воды, чем земная, если всю ее осадить на поверхность планеты, то толщина ее слоя составит лишь 10 микрон. Однако водяной пар является одним из самых динамичных и быстро меняющихся газовых компонентов на Марсе. Хотя колебания количества воды в атмосфере Марса изучаются около 40 лет, данных о ее вертикальном распределении очень мало и они очень обрывочны.

Такая неожиданно высокая концентрация обусловлена необычным состоянием этого пара, который находится в перенасыщенном состоянии. При данной температуре и давлении воздух может удержать только определенное количество пара. При попытке добавить "лишнего", влага начинает конденсироваться. Однако для конденсации необходимо дополнительное условие - наличие в воздухе ядер конденсации, частичек пыли, кристалликов льда. В отсутствие ядер конденсации порог насыщения может быть превышен в 1000 раз.

Как оказалось, перенасыщенный пар постоянно присутствует в марсианской атмосфере. За тот период, который покрывают наблюдения, 60% данных показывают, что парциальное давление пара превышает уровень насыщения, а в более 10% случаев концентрация превышает уровень насыщения в 5 раз. В то же время в тропосфере Земли уровень пересыщения не превышает 1,5.

По мнению ученых, столь высокие значения связаны с крайне слабым процессом конденсации влаги из-за крайне малого количества пылевых частиц, либо из-за того, что конденсация замедляется в условиях низкого давления.

Один из авторов статьи, заместитель директора ИКИ Олег Кораблев пояснил агентству, что переоценка количества пара в атмосфере не означает пересмотра общего количества влаги на Марсе. Вместе с тем он отметил, что это может потянуть за собой "более глобальные выводы о климате".
В частности, сверхнасыщение может быть механизмом, влияющим на облачным пояс на экваторе планеты, который играет роль клапана, препятствующего обмену воздухом между полушариями. Сейчас этот клапан способствует накоплению влаги в северном полушарии, но около 100 тысяч лет назад он способствовал накоплению влаги в южной половине планеты. По словам российского ученого, существующая на Марсе асимметрия полушарий, асимметрия полярных шапок, связывается с влиянием облаков, формирование которых зависит от механизма пересыщения.

Между тем ученые, которые занимаются изучением Красной Планеты и поиском жизненных форм на Марсе, уверены, что с помощью новых сверхчувствительных инструментов жизнь на этой планете будет обнаружена, если она там, конечно, существует. Возможно, уже совсем скоро мы сможем получить ответы на вопросы, которые мучают человечество на протяжении нескольких веков.

Уверенность в этом ученым придают новые инструменты для поиска жизни на Марсе, которые в 1000 раз более чувствительные и мощные, чем предыдущие. В ноябре планируется запуск марсохода нового поколения - Mars Science Laboratory Curiosity. Это целая химическая лаборатория, оснащенная 10 самыми современными инструментами и приборами для исследования условий возможного возникновения жизни на Марсе, а также поиска жизненных форм, которые могут присутствовать на Красной Планете сейчас или были здесь в прошлом. Бюджет многообещающего проекта Curiosity составляет около 2,5 миллиардов долларов. На новый марсоход возлагаются большие надежды.

Кроме этого, запуск космического комплекса "Фобос-грунт", созданного в НПО, планируется отправить к спутнику Марса в ноябре текущего года. Стоимость проекта "Фобос-грунт", предполагающего отправку межпланетной станции на спутник Марса, составила около 5 миллиардов рублей, сообщил ранее генконструктор-гендиректор российского НПО им. Лавочкина Виктор Хартов. Конструктор напомнил, что последняя миссия по исследованию Марса стартовала в 1987 году (проект "Вега"), однако она не была завершена: связь с космическим аппаратом была потеряна. Одной из наиболее популярных версий происхождения спутника Марса является предположение о том, что Фобос - это захваченный планетой астероид.

В свою очередь главный конструктор комплекса "Фобос-Грунт" Максим Мартынов сообщил, что полет до Фобоса будет длиться 11 месяцев, масса всего комплекса составляет 13,5 тонны. При этом масса грунта, которую планируют собрать на спутнике Марса и доставить на Землю, составит всего 100-200 граммов.

Директор Института космических исследований (ИКИ) РАН Лев Зеленый также отметил, что ученые не ожидают найти на Фобосе собственные микроорганизмы. "Вряд ли там будут какие-то микроорганизмы, поскольку Фобос постоянно подвергается радиации. Если они там и есть, то, скорее всего, попали туда с Марса", - сказал Зеленый.