Роскосмос нашел причину ЧП со спутником "Экспресс"

Роскосмос нашел причину ЧП со спутником "Экспресс"

Межведомственная комиссия Роскосмоса завершила работу по анализу причин утраты спутника связи "Экспресс-АМ4", запущенного 18 августа с космодрома Байконур. Комиссия пришла к выводу, что в ходе формирования циклограммы работы разгонного блока "Бриз-М" был необоснованно "заужен" временной интервал подворота гиростабилизированной платформы. Это привело к не правильной ориентации "Бриз-М" и как следствие к выведению спутника на нерасчетную орбиту, передает РИА Новости.

Как отмечается в сообщении ведомства, остальные системы разгонного блока отработали без замечаний. В связи с этим, комиссия сняла запрет на подготовку к запускам ракет-носителей "Протон" с разгонными блоками "Бриз-М". Руководителем Роскосмоса поручено уточнить график запусков космических аппаратов с использованием ракет-носителей "Протон" на оставшиеся четыре месяца 2011 года.

Ракета "Протон-М" с разгонным блоком "Бриз-М" и космическим аппаратом "Экспресс АМ-4" стартовала с космодрома Байконур 18 августа. При выведении головного блока на орбиту было зафиксировано исчезновение сигнала телеметрической информации. Роскосмос официально подтвердил, что в ходе полета орбитального блока в составе разгонного блока и космического аппарата произошел сбой в системе управления "Бриз-М", в результате чего "Экспресс-АМ4" был выведен на нерасчетную орбиту. Средствами Системы контроля космического пространства (СККП) Космических войск Минобороны России и американской системы NORAD позже удалось установить параметры орбиты космического аппарата (наклонение - 51,23 градусов, апогей - 20294 километров, перигей - 995 километров, период обращения - 368,39 минут).

В свою очередь, ранее глава Роскосмоса Владимир Поповкин поручил установить степень вины должностных лиц в связи с аварией спутника связи "Экспресс АМ4". Проводится административное расследование степени вины должностных лиц Роскосмоса, Центра имени Хруничева, ФГУП МОКБ "Марс" и ЦНИИмаш.

Важнейшей составной частью системы средств выведения являются разгонные блоки (РБ), называемые также межорбитальными буксирами. Разгонные блоки обеспечивают перемещение выводимых полезных грузов с орбиты на орбиту или направление их на отлетные и межпланетные траектории. Для этого РБ должны иметь возможность выполнять один или несколько маневров, связанных с изменением скорости полета, для чего в каждом случае предполагается включение маршевого двигателя. Между этими включениями следуют продолжительные (до нескольких часов) участки пассивного полета по переходным орбитам или траекториям.

В ГКНПЦ им. М.В. Хруничева создан разгонный блок "Бриз-М", предназначенный для замены блоков серии "Д"/"ДМ" и использования в составе РН "Протон-К" и "Протон-М". Новый разгонный блок позволит повысить массу полезной нагрузки, доставляемой на геостационарную орбиту, до 3 т. С 1999 г. РБ "Бриз-М" проходил летные испытания.

РБ "Бриз-М" состоит из центрального блока и окружающего его сбрасываемого тороидального дополнительного топливного бака. Топливный отсек цилиндрический с совмещенным днищем при переднем размещении бака окислителя. Верхнее днище бака окислителя сферическое, а нижнее имеет сложную форму и образует полусферическую нишу. Эта ниша проходит через бак горючего и образована внутренней конической обечайкой бака. Коническая обечайка приварена вверху к нижнему сферическому днищу бака окислителя, а внизу - к нижнему сферическому днищу бака горючего, сообщает kosmos.claw.ru.

Маршевый ЖРД, имеющий возможность многократного (не менее 10) включения, установлен в нише, внутри топливного бака центрального блока. ЖРД малой тяги, работающие на тех же компонентах топлива, что и маршевый двигатель, обеспечивают ориентацию и стабилизацию РБ во время автономного полета, а также поджатие топлива в баках при запусках маршевого двигателя. Установленная в приборном отсеке инерциальная система управления обеспечивает управление полетом РБ "Бриз-М" и его бортовыми системами. РБ оснащен также системой энергопитания и аппаратурой для сбора телеметрической информации и для внешнетраекторных измерений. При создании РБ "Бриз-М" большое внимание было уделено улучшению его эксплуатационных свойств. Так, в частности, заправку РБ компонентами топлива предусматривается производить в заводских условиях с последующей ампулизацией блока.

Принципиальной особенностью конструкции РБ "Бриз-М" является использование многих систем и агрегатов от РБ "Бриз-КМ", созданного для РН "Рокот". Для повышения грузоподъемности РБ "Бриз-М" на нем применены сбрасываемые тороидальные топливные баки помимо основных на центральной части блока. Кислородно-водородный разгонный блок (КВРБ) разрабатывается в ГКНПЦ им. М.В. Хруничева для использования с РН "Протон-М", а в перспективе - с РН тяжелого класса "Ангара". Создание КВРБ потребовалось для вывода на высокие орбиты перспективных российских космических аппаратов и расширения спектра услуг на рынке коммерческих пусков. Прообразами этого блока стали нереализованный проект ГКНПЦ им. М.В. Хруничева криогенного разгонного блока "Шторм" и созданный для индийской РН GSLV кислородно-водородный блок 12КРБ.

Между тем Роскосмос работает одновременно над расследованием двух крупных аварий: с грузовиком "Прогресс М-12М" и спутником "Экспресс-АМ4". Из-за крушения "Прогресса" американское аэрокосмическое агентство NASA опасается, что Международная космическая станция рискует остаться без космонавтов. В таком случае придется управлять работой МКС в беспилотном режиме, что увеличит вероятность поломок и аварий.

В свою очередь, комиссия, которая занимается на Воронежском механическом заводе выяснением причин сбоя в работе собираемого на предприятиии двигателя 11Д55 (РД-0110) для на третьей ступени ракеты-носителя "Союз-У", пока не нашла нарушений в технологии его производства, сообщил источник в ракетно-космической отрасли. Ранее сообщалось, что нарушения в работе газогенератора стали причиной нештатной работы третьей ступени двигателя ракеты-носителя "Союз-У", которая не вывела на орбиту грузовой корабль "Прогресс М-12М". Двигатель 11Д55 (РД-0110), используемый на третьей ступени, производится на Воронежском механическом заводе (ВМЗ), где с четверга работает комиссия по выяснению причин нештатной работы двигательной установки. Как уточняется на сайте Центра имени Хруничева, четырехкамерный двигатель с одним турбонасосным агрегатом выполнен по "открытой" схеме, имеет четыре рулевых сопла для управления полетом. Компоненты топлива - керосин и жидкий кислород.

Image

На Волге массово гибнет рыба

На Волге, недалеко от казанского поселка Займище, погибло огромное количество рыбы, рассказывает Poplawok.ru.

Image

Психотерапевт о биофилии. Уроки дикой природы

Психотерапевт и философ Эрих Фромм (1900-1980) назвал стремление к природе биофилией. Это любовь людей к природе, к жизни. Этот термин исходит от греческого и буквально означает "любовь к жизни или живым системам".

Image

Великие открытия, совершенные во сне

Во время сна наш мозг продолжает работать и неосознанно нами решать проблемы, вставшие перед нами в течение дня. Выражение «утро вечера мудренее» обретает при этом новый смысл. Многие значительные открытия были сделаны учеными во время сна.

Image

Четвероногие друзья человека не разделяют нашего страха перед змеями

Наши любимые питомцы — собаки — просто не боятся змей. Новейшие доказательства получены из исследования, в котором было обнаружено, что собаки чувствуют разницу между ядовитой гремучей змеей и безвредным удавом, но они считают запах интересным, а не пугающим. А это означает, что они с большей вероятностью будут преследовать змею, подвергая себя риску опасного укуса.