В Австралии найдены останки самых древних существ на Земле

Британские ученые нашли доказательства того, что жизнь на Земле существовала еще 3,4 миллиарда лет назад. Как говорят специалисты, одними из первых жителей нашей планеты были бактерии, которые могли вполне успешно функционировать и без кислорода. Микроскопические окаменелости были обнаружены исследователями на западе Австралии в районе под названием Стрелли Пул в недрах древнейших на Земле осадочных пород.

Миллиарды лет назад температура поверхности Земли была в несколько раз выше, чем сейчас. Практически вся планета была утыкана вулканами, гигантские извержения, которые сегодня привели бы к глобальным катастрофам, миллиарды лет назад происходили чуть ли не ежедневно. При этом на планете было сравнительно мало растений, в результате чего кислорода в земной атмосфере было в сотни, если не в тысячи раз меньше, чем сегодня.

Ученые предполагают, что одни из первых микроорганизмов ''дышали'' не кислородом, а сернистыми газами. Тем не менее, у организмов бактерий была клеточная структура, они жили маленькими группами, которые обитали только на западе Австралии. На данный момент, ученые нашли несколько разительных отличий между недавно обнаруженными бактериями и уже известными организмами, существовавшими 2 миллиарда лет назад. Исследователи не сомневаются, что обнаруженные в Австралии бактерии - древнейшие живые существа из тех, что на сегодняшний день известны человечеству. Как ни странно, подобные микроорганизмы можно встретить и сегодня в термальных источниках, гейзерах и сероводородных водоемах. Это одни из немногих существ, которые практически не изменились за миллиарды лет, говорят ученые.

Древние бактерии представляли собой округлые, вытянутые и полые трубчатые клетки, которые могли буквально слипаться вместе и образовывать бактериальные цепи, покрывающие довольно обширные регионы, богатые серой и сульфатами. Интересно отметить, что бактерии, похожие на первых обитателей планеты, живут на Земле и сегодня - они образуют черные слои под песчаными пляжами. На ранней Земле, где кислород был редок или вообще отсутствовал, бактериям приходилось использовать другие средства, чтобы выжить. Способность использовать соединения серы уже давно считается одним из самых ранних стадий перехода от небиологических на биологический вид.Тесты подтвердили, что окаменелости когда-то были живыми, а не сформированы путем минерализации, отмечает журнал Nature Geoscience.

Напомним, ранее ученые пришли к выводу, что жизнь на Земле могла образоваться благодаря попавшим на нее из космоса погибшим организмам с других планет. На метеорите могли быть мертвые бактерии, которые и стали причиной появления жизни. Новая гипотеза вызвала неоднозначную реакцию у коллег ученого. Скептики отмечают, что во время пребывания в космосе нуклеиновые кислоты могут разрушиться очень существенно, несмотря на защиту оболочки. Кроме того, положения некропанспермии (впрочем, как и остальных гипотез, объясняющих происхождение жизни) крайне затруднительно проверить экспериментально.

Отметим, что совсем недавно на обломках крупного метеорита, упавшего на территории Африки, были обнаружены органические вещества, которые считаются ключевыми элементами жизни. Ученые нашли важнейшие строительные блоки живой материи - аминокислоты, без которых невозможно создать белок. Это открытие может служить косвенным доказательством теории панспермии, согласно которой жизнь на Земле возникла не спонтанно, а была доставлена из космоса. Весьма вероятно, что главные элементы для построения крупных органических молекул прилетели именно на метеоритах, подобных изученному в настоящее время. Аминокислоты каким-то образом сохранились, несмотря на чрезвычайно высокую температуру самого метеорита - более +1100°С. Это говорит о том, что ученые получили новую теорию образования органической жизни в экстремальных условиях космоса.

Между тем, что касается зарождение жизни самого человечества, то, по мнению американских генетиков, резкое усложнение структуры ДНК живых организмов на Земле совпало с началом так называемой Кислородной катастрофы. В период 3,3-2,5 млрд лет назад произошло резкое увеличение количества генов в ДНК первых примитивных организмов. Одновременно начался и процесс насыщения доисторической атмосферы Земли кислородом - событие, которое навсегда изменило облик нашей планеты. В этом убеждены специалисты Массачусетского технологического института, которым удалось впервые изучить геномы организмов, существовавших на планете более 3 млрд лет назад, что позволило прояснить ход эволюции и вероятные механизмы появления новых видов живых существ на Земле

Специалисты отметили, что гены, принимающие участие в кислородных процессах внутри живой клетки, появились ближе к концу этого периода, примерно 2,8 млрд лет назад, тогда как до этого происходила эволюция генов белков, обеспечивающих перенос электроэнергии в организме, так называемый электронный транспорт.

Кислородная катастрофа (кислородная революция) - глобальное изменение состава атмосферы Земли, произошедшее в самом начале протерозойской эры, примерно 2,4 млрд лет назад. Результатом Кислородной катастрофы стало появление в составе атмосферы свободного кислорода и изменение общего характера атмосферы с восстановительного на окислительный. До изменения состава атмосфера состояла, преимущественно, из углекислого газа, сероводорода, аммиака и метана.