Экология и здоровье

Резкий выброс метана в атмосферу вызвал массовое вымирание на Земле

Второе в истории Земли массовое вымирание, когда примерно 200 миллионов лет назад исчезло около половины всех родов живых существ, было вызвано выбросом в атмосферу Земли огромных объемов метана и последовавшим за этим изменением климата, считают авторы исследования, опубликованного в журнале Science.

История жизни на Земле насчитывает пять крупнейших, или массовых вымираний, самое "недавнее" из которых, Мел-палеогеновое, примерно 65,5 миллиона лет назад привело к гибели динозавров. Второе по счету вымирание, Триасово-юрское, произошло около 201,4 миллиона лет назад и, в частности, привело к исчезновению около 50% всех родов обитателей суши и океана.

Группа ученых отмечает, что по основной версии виновником вымирания был рост вулканической активности при распаде единого мегаконтинента Пангеи. Однако радиоуглеродный анализ отложений того периода показывает, что, вероятнее всего, вымирание запустил резкий выброс в атмосферу метана - парникового газа, который считается в десятки раз более мощным, чем CO2.

Значительное количество метана и сегодня остается "запертым" в гидратах - соединениях газа и воды, сохраняющих устойчивость при высоком давлении на дне океанов, или при низких температурах - в вечной мерзлоте. Считается, что даже медленное потепление может привести к таянию вечной мерзлоты и резкому выбросу метана в атмосферу, который, в свою очередь, может привести к еще большему усилению потепления.

По мнению авторов статьи, против "вулканической" гипотезы свидетельствует тот факт, что активность вулканов, вызванная распадом Пангеи, сохранялась на протяжении около 600 тысяч лет, тогда как само вымирание произошло очень быстро по геологическим меркам - всего за 10-20 тысяч лет. "Метановую" же версию подтверждают изменения в растительном покрове планеты, которые были связаны с резким потеплением и изменениями в круговороте воды в природе, пишут исследователи.

Между тем, как считают некоторые ученые,быстрое исчезновение многих видов млекопитающих может быть признаком надвигающегося шестого массового вымирания в истории Земли, однако ситуацию еще не поздно
«развернуть», полагают они.

Специалисты выделяют в истории жизни на Земле пять крупнейших, или массовых, вымираний, самое раннее из которых, Ордовикско-силурийское, уничтожило 440 миллионов лет назад примерно 86% видов. Наиболее значительным считается «Великое» пермское вымирание, когда около 251 миллиона лет назад исчезло более 95% всех живых существ, населявших планету. А самое «недавнее» вымирание, Мел-палеогеновое, - примерно 65,5 миллиона лет назад - привело к гибели динозавров вместе с шестой частью всех видов.

При сохранении современных темпов шестое массовое вымирание может наступить через 3-22 столетия - такова оценка руководителя исследования, профессора Энтони Барноски (Университет Калифорнии, Беркли). Однако, по его мнению, этот процесс еще можно остановить. Ученые отмечают, что пока процесс не прошел «точку невозврата» и спасти большинство таких видов все еще можно. По их данным, на сегодня в группах живых организмов, для которых есть надежные оценки, вымерло около 1-2% видов. Однако такая незначительная доля, как подчеркивают ученые, не означает, что ситуация нормальна: скорость вымирания видов, по их расчетам, сегодня значительно выше средней и выше, чем для большинства массовых вымираний прошлого.

По данным Международного союза охраны природы (МСОП), 48% всех приматов, которые живут на Земле, находятся под угрозой исчезновения. Кроме того, недавно ООН внесла ещё 21 вид животных в международный список видов, которые находятся на грани исчезновения. В частности, в "чёрный" список попали гепард, иравадийский дельфин, африканский ламантин, серо-голубая акула, селёдочная акула, африканская гиеновая собака, стервятник обычный.
Также исчезающим видом были признаны белые медведи. На грани исчезновения эти животные оказались из-за сокращение зоны их естественного обитания. Кроме того, из-за глобального потепления вымирание угрожает тропическим насекомым и жирафам.

Экотуризм: что это и для чего нужно

Многие сейчас пытаются жить так, чтобы как можно меньше навредить окружающей среде.

Отказываемся от мяса ради планеты

Ученые полагают, что отказ от мяса и кисломолочных продуктов животного происхождения может колоссально изменить экологическую ситуацию на планете и сократить пагубное воздействие человека на окружающую среду.

Когда наш мозг отдыхает тайком от нас - ждите подставы

Недавние две работы, опубликованные в Neuron, объясняют природу нашего сознания и восприятие им окружающего мира. Авторы статей считают, что наш мозг не в состоянии постоянно анализировать всё происходящее.

Саргассово море - самое таинственное море на планете

Можно ли представить себе море без берегов внутри другого моря, точнее, океана? В случае с Саргассовым морем - можно!

Кольская сверхглубокая скважина открыла новые тайны

Эта самая глубокая скважина в России, и в мире расположена на Кольском полуострове. Она уходит вглубь земли более, чем на 12 километров. Ее бурение было остановлено в 1992 году, так как существующие технологии не позволяли бурить еще глубже.

Везувий: смерть Помпеи